22 мая 2008 |
"Рефсервис" сливает пиво
Как стало известно "Ъ", с июля вступают в силу изменения к профильному ГОСТу, которые выведут пиво из списка скоропортящихся продуктов. Таким образом, пивовары одержали победу в борьбе с ОАО "Российские железные дороги" и его дочерней компанией "Рефсервис". Теперь они смогут сэкономить, отправляя свою продукцию не в специализированных изотермических вагонах, а в обычных крытых. А "Рефсервис", блокпакет которого РЖД планирует продать в этом году на аукционе, лишится половины выручки.
Как рассказали "Ъ" в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), в апреле ведомство утвердило изменения к ГОСТ 51174-8 ("Пиво. Общие технические условия"). Изменения впервые вводят определение пастеризованного пива (на него приходится подавляющее большинство производства пива в стране), которое решено не относить к скоропортящимся продуктам. Изменения вступят в силу с 1 июля 2008 года, уточнили в ведомстве.
До внесения изменений ГОСТ не разделял пиво по способу обработки, все оно считалось скоропортящимся. Его транспортировка должна была осуществляться рефрижераторами и изотермическими вагонами ("термосами") и была ограничена по времени. Как пояснил "Ъ" глава Союза российских пивоваров и член профильного технического комитета Ростехрегулирования Вячеслав Мамонтов, изменения ликвидируют логическое несоответствие в ГОСТе, поскольку пастеризованное пиво не может быть скоропортящимся. "Это знаковое решение, его давно ждал весь рынок",-- говорит гендиректор российского SABMiller Игорь Тихонов. По словам источника в другой пивоваренной компании, основным лоббистом изменений в ГОСТе была компания "Балтика", владеющая самым большим парком крытых вагонов -- 1600 единиц. В "Балтике" отказались от комментариев.
Решение Ростехрегулирования -- поворот в борьбе пивоваров с дочерней компанией ОАО "Российские железные дороги" ОАО "Рефсервис", которой монополия передала весь свой парк рефрижераторных и изотермических вагонов. Обе компании требовали от производителей пива возить свою продукцию в вагонах-"термосах", причем не только летом, но и зимой. Пивовары -- "Балтика" и Heineken -- в ответ жаловались в Федеральную антимонопольную службу, которая неизменно принимала их сторону. При этом ОАО РЖД выдавало части пивоваров, например той же "Балтике", разовые разрешения на перевозку пива в специально оборудованных крытых вагонах.
Если изменения к ГОСТу вступят в силу, "Рефсервис", блокпакет которого ОАО РЖД собирается в этом году продать на конкурсе, ждут проблемы. По словам замгендиректора компании Олега Богомолова, "Рефсервис" занимает около 60% рынка железнодорожных перевозок пива. На пиво приходится ровно половина грузопотока "Рефсервиса" и такая же доля выручки, которая, как ранее говорил "Ъ" вице-президент ОАО РЖД Федор Андреев, в 2008 году должна составить 5 млрд руб. Но пивовары, скорее всего, откажутся от услуг "Рефсервиса": при перевозке крытым вагоном транспортная составляющая всего 6,3% от общей себестоимости, изотермическим -- 10,5%. "Рефсервис" может потерять привлекательность для инвесторов, говорит директор аналитического департамента УК "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. "У компании и так устарел подвижной состав,-- говорит он.-- А теперь РЖД придется снижать цену пакета". Представители "Трансгрупп", объявлявшей об интересе к конкурсу, отказались от комментариев. В ОАО РЖД "Ъ" сказали, что решение Ростехрегулирования не повлияет на планы компании.
В "Рефсервисе" собираются обжаловать решение в суде. По словам Олега Богомолова, изменения, внесенные в ГОСТ, противоречат закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Но управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-лекс" Альберт Еганян считает, что оспорить норму будет непросто. "В практике такие иски редко встречаются, российские арбитражи не любят разбираться в многочисленных нюансах ГОСТов",-- говорит юрист. "Рефсервису" придется потратить много сил и времени, чтобы доказать свою правоту, уверен эксперт.
|