30 сентября 2008 |
Поединки мненийЗатраты на НИОКР могут включаться в расходы даже по истечении срока их признания, оскольку случаи, в которых они не признавались бы в целях налогообложения прибыли, в законе не прописаны.
В силу ст. 2 НК РФ налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности. Из содержания данной нормы следует, что налоговое законодательство не может и не должно регулировать хозяйственную деятельность юридических лиц. Заметим, что момент начала использования результатов НИОКР относится именно к сфере хозяйственной деятельности. Таким образом, позиция Минфина России, выраженная в письме от 25.05.2006 № 03-03-04/1/478, фактически вынуждает налогоплательщиков сокращать сроки внедрения результатов научно-исследовательских разработок без учета в т. ч. и объективных факторов.
Позиция Минфина России фактически ограничивает свободу хозяйствующих субъектов в самостоятельном определении сроков окончания НИОКР и внедрения полученных результатов.
Поскольку с тех пор, как изменились нормы НК РФ (срок, в течение которого расходы на НИОКР могут быть признаны в составе расходов, уменьшился до 1 года), Минфин России не давал новых разъяснений по этому вопросу, можно сделать вывод, что его точка зрения, изложенная в вышеуказанном письме, осталась прежней.
Вместе с тем позицию главного финансового ведомства не стоит расценивать как прямо обусловленную нормами НК РФ, ведь рассматриваемые рас-ходы в целом соответствуют общим ус-ловиям признания расходов, установ-ленным в ст. 252 НК РФ.
В настоящее время наряду с позицией Минфина России существуют и другие. Например, сторонники одной из них считают, что затраты на НИОКР надлежит единовременно включать в состав прочих расходов. Согласно другой точке зрения такие затраты следует списывать равномерно, пересчитывая налоговую базу за предшествующие периоды и подавая уточненную налоговую декларацию.
Однако очевидно, что следование этим рекомендациям неизбежно приведет к возникновению разногласий с налоговым органом. Поскольку до настоящего момента судебная практика по данному вопросу не сформирована, предсказать результат судебного разрешения спора практически невозможно.
Тем не менее представляется интересной позиция ФАС Северо-Кавказского округа, изложенная в постановлении от 09.10.2007 № Ф08-6272/2007-2446А. Как указал суд, законодатель не предусмотрел случаев, в которых затраты на НИОКР не признавались бы в целях налогообложения прибыли. На этом основании был сделан вывод, что затраты на научно-исследовательские разработки включаются в расходы в любом случае, правда, в разных размерах и в разные периоды.
Замечу, что предметом рассмотрения по данному делу являлся порядок отнесения к расходам затрат на НИОКР, которые не дали положительного результата. Вместе с тем благодаря такому решению у налогоплательщиков появляется надежда на то, что суд при рассмотрении спора примет во внимание существующий пробел законодательства и применит положения п. 7 ст. ЗНКРФ. |