+ 7 (495) 933-08-00

Publications

4
September
2014

Подлили бензина в огонь

Сollective of authors, VEGAS LEX

Независимые операторы розничного рынка топлива пожаловались в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области на притеснение со стороны крупных игроков. Собственники мелких АЗС утверждают, что оказались на грани ухода с рынка из-за высоких оптовых цен на бензин от переработчиков-монополистов, а также из-за их отказа поставлять мелкооптовые партии. В УФАС заметили рост мелкооптовых цен на топливо и уже начали исследовать рынок. Но эксперты сомневаются, что ведомству удастся изменить тренд по вытеснению с рынка мелких игроков.

Нижегородская топливная ассоциация, объединяющая независимых игроков розничного рынка топлива в регионе, направила жалобу в нижегородское управление ФАС, руководителю центрального аппарата ведомства Игорю Артемьеву, а также премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. В этом документе (копия есть в распоряжении „Ъ“) участники ассоциации просят ведомства «принять безотлагательные меры по вопросу роста оптовых и мелкооптовых цен на бензин в Нижегородской области и других регионах». По данным заявителей, с января по август 2014 года мелкооптовые цены в Нижегородской области увеличились на 18%, а розничные цены на топливо у всех владельцев автозаправок региона за это время выросли лишь на 11%. «Данная ситуация для независимых АЗС является катастрофической. Бензин покупать не на что. Наценки от реализации нет», — констатируют мелкие игроки рынка. По мнению Нижегородской топливной ассоциации, эту ситуацию спровоцировали крупные нефтяные компании — владельцы нефтеперерабатывающих заводов и сетей АЗС, которым это «приносит огромные прибыли, так как они являются аффилированными предприятиями».

В частности, по данным заявителей, ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», которое на нижегородском рынке сбыта ГСМ занимает доминирующее положение, покупает топливо только у Кстовского НПЗ (ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»), имея оптовую наценку около 5%, и затем торгует этим бензином мелким оптом и через собственную сеть АЗС. А независимые участники рынка покупают у компании ГСМ и реализуют потребителю с убытком. При этом Кстовский НПЗ прямые договоры на мелкооптовые поставки на 2014 год с независимыми АЗС заключать отказался, а «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» сейчас ограничивает отпуск ГСМ по договорам поставки или отпускает в объеме меньше заявленного, жалуются владельцы заправок. По их данным, и другие поставщики на внешний рынок мелкий опт не выпускают: ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» реализует бензин только для своих АЗС, а ООО «Башнефть-регион» мелким оптом топливо вообще не продает.

Независимые игроки рынка делают акцент на социальные последствия сложившейся ситуации. «Владельцы независимых АЗС лишены возможности своевременно выдавать зарплату работающим, производить ремонтные работы по подготовке АЗС к зиме, платить налоги, оплачивать услуги сторонним организациям, транспортные услуги, повышать зарплату хотя бы до уровня «среднестатистического пенсионера», оплачивать кредиты, взятые на пополнение оборотных средств», — отмечают в топливной ассоциации и просят «принять положительные решения для дальнейшего существования независимых АЗС».

В пресс-службе ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» сообщили, что компания уже не входит в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю более чем 35% на нижегородском рынке мелкооптовой реализации бензинов АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива. «Все обязательства перед своими клиентами «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» выполняет в полном объеме. В частности, зафиксирован рост реализации нефтепродуктов мелким оптом в два раза в августе 2014 года по отношению к плановым значениям», — отмечают в компании. По оценке специалистов предприятия, острый спрос сейчас связан со значительным снижением объемов предложений со стороны других крупных участников нижегородского топливного рынка, а уровень мелкооптовых цен ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» практически соответствует стоимости топлива на бирже. «В начале 2014 года для нивелирования рисков дефицита в условиях острого спроса «ЛУКОЙЛ-Волганефте­продукт» предложило всем участникам рынка перейти на заключение долгосрочных — годовых — контрактов, предусматривающих обоюдные обязательства. Предприятие подтверждает актуальность предложения», — уверяют в пресс-службе компании.

По информации нижегородского УФАС, это уже не первый сигнал об усложнении рыночной ситуации: ранее в ведомство обратились две компании — партнеры «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта», которые также указывали на повышение мелкооптовых цен от поставщика. «Эти жалобы показывают, что мелкооптовые цены выросли, коридор работы независимых АЗС сузился, и у мелких игроков не остается маржи на чистую прибыль и инвестиции, а только на покрытие операционных расходов. Мы сейчас эту ситуацию исследуем и уже направили подробные запросы крупным игрокам рынка», — рассказал „Ъ“ руководитель УФАС Михаил Теодорович. Ведомство планирует установить фактический размер маржи для независимых игроков, а также разобраться в системе распределения мелкого опта.

Эксперты сомневаются, что обращение мелких нижегородских трейдеров и даже вмешательство ФАС сможет изменить ситуацию. «Если посмотреть в целом на российский рынок, то с начала года оптовые цены на нефтепродукты выросли в среднем на 20%, а розничные — на 6%. Но тенденция к монополизации рынка и сокращению доли независимых трейдеров наблюдается еще с 2010 года, государство пока не проявило желания изменить этот тренд, и нет оснований считать, что что-то изменится», — говорит аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. По мнению эксперта, такая политика крупных нефтеперерабатывающих компаний может привести к тому, что владельцы независимых сетей вынуждены будут покинуть рынок или продать сети крупным игрокам, и через два-три года рынок останется без мелких игроков. «До кризиса независимые игроки занимании до 60% российского розничного рынка нефтепродуктов, сейчас — около 40%, а через два года останется 20–30%. Конечно, у них есть определенный запас прочности, но он не бесконечный, тем более что они находятся в заведомо слабой позиции, так как не имеют своих перерабатывающих мощностей. Лучший вариант для них сейчас — как можно быстрее продать сети и выручить хоть какие-то деньги», — отмечает аналитик. По его словам, изменить ситуацию могло бы строительство независимых НПЗ, как это происходит в США, но государство уже отказалось от подобных планов, и скоро можно будет говорить только о госрегулировании цен на бензин.

У антимонопольного ведомства есть некоторые законодательные механизмы для урегулирования ситуации, отмечают юристы. В частности, если субъект признан доминирующим на том или ином товарном рынке, экономически и технологически необоснованный отказ от заключения договора поставки с другими участниками рынка может оцениваться как злоупотребление доминирующим положением на рынке, говорит руководитель Коммерческой группы юридической фирмы
VEGAS LEX. «В соответствии с законом о защите конкуренции ФАС до возбуждения дела в таких случаях обязана направить монополисту предупреждение, и монополистам предлагается дать пояснение по фактам, изложенным в жалобе. В случае, если антимонопольный орган не согласится с доводами монополиста, он вправе возбудить дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции», — отмечает юрист. Что касается ценообразования, то здесь антимонопольное ведомство может опираться на ст.10 закона о защите конкуренции, которая запрещает монополисту создавать дискриминационные условий и оказывать влияние на конкуренцию на нижестоящем сегменте рынка.


Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement