+ 7 (495) 933-08-00

Publications

24
July
2012

Дискуссия относительно свободы в Интернете набирает обороты / Российский и западный взгляд на проблему

Сollective of authors, VEGAS LEX

11 июля 2012 года Госдума приняла законопроект, вносящий изменения в ряд законодательных актов, регулирующих распространение информации в сети Интернет. Основной идеей внесенных поправок является создание информационной системы единого реестра доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации (Реестр).

Ответственным за создание реестра, вероятно, будет назначена федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Однако окончательное решение еще не принято.

Также к ведению Реестра может быть привлечен оператор - российская некоммерческая организация, которая зарегистрирована на территории Российской Федерации, владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение Реестра в электронной форме.

Предполагается, что Роскомнадзор или оператор Реестра будут вносить в Реестр ссылки на интернет-страницу или доменные имена, содержащие информацию с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информацию, содержащую пропаганду употребления наркотических средств, психотропных веществ, информацию о способах совершения самоубийств.

Несогласие России с положениями Резолюции в большей мере заключается в том, что положения Резолюции противоречат Конвенции информационной безопасности России, доктрине информационной безопасности и предлагаемым поправкам.

С момента внесения доменного имени или ссылки на интернет-страницу в Реестр хостинг-провайдер обязан в течение суток проинформировать владельца сайта о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы целиком, на которой размещается запрещенная, по мнению оператора Реестра, информация.

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан в течение суток с момента включения сетевого адреса сайта в Реестр, ограничить к нему доступ. Тот факт, что на одном IP-адресе может находиться несколько тысяч сайтов, законопроектом не учитывается.

Решение о включении в Реестр доменных имен, ссылок на интернет-страницу сайтов и сетевых адресов сайтов можно обжаловать только в суде, причём лишь в течение 3 месяцев, с момента включения в Реестр.

Само уведомление владельца сайта вызывает некоторые вопросы. В законопроекте не сказано, распространяется ли он только на Рунет или на весь мировой Интернет. Упоминания о том, что речь идет только о сайтах на русском языке, также нет. Непонятно также, на каком языке должно быть составлено уведомление, и как оно должно быть доставлено владельцу ресурса.

Законопроект и меры, им предусмотренные в части фильтрации контента, на сегодняшний момент, к сожалению, предлагают больше вопросов, чем ответов.

Вступление в силу поправок намечено на 1 ноября 2012 года.

Претенденты в «черный список» рунета.

В черный список могут попасть сайты, содержащие информацию порнографического характера с участием несовершеннолетних, содержащие инструкции по производству или приобретению наркотиков и инструкции по осуществлению суицида. При наличии другой запрещенной информации решение о закрытии ресурса будет приниматься на основании постановления суда. 

Представленный законопроект вызывает ряд вопросов, прежде всего касательно степени эффективности предполагаемых мер. Также Интернет сообщество обеспокоенно, насколько возможен риск ошибочной блокировки «белых» интернет-ресурсов.

Заинтересованные стороны и лоббисты принятия поправок.

Основным лоббистом принятия поправок выступает Лига безопасного Интернета. Она же и разработала часть поправок, предполагающих создание черного списка сайтов.

Также инициатором вносимых изменений выступает Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). Эксперты РАЭК неоднократно выступали с заявлениями о необходимости подобного законопроекта, участвовали в мероприятиях, посвященных обсуждению конкретных предложений, а также при участии широкого круга технических и юридических специалистов разработали свою версию пакета поправок.

Лига безопасного Интернета: состав и цели

Некоммерческое партнерство «Лига безопасного Интернета» – крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для борьбы с опасным контентом во всемирной сети. В Лигу безопасного интернета входят ведущие телекоммуникационные операторы, IT-компании, интернет-ресурсы и общественные организации.

Основной целью Лиги является полное искоренение опасного контента в сети Интернет путем саморегуляции профессионального сообщества, участников интернет-рынка во избежание введения цензуры.

Для реализации этой цели Лига ставит перед собой определенные задачи, такие как:

  • борьба с опасным контентом в сети, которую обязуются вести все члены Лиги всеми доступными способами и средствами;
  • объединение профессионального сообщества, участников интернет-рынка для выработки механизмов саморегуляции сообщества во избежание регулирования сверху и создания цензуры в интернете;
  • оказание реальной помощи детям и подросткам, которые прямым или косвенным образом  стали жертвами распространения опасного контента в сети Интернет;
  • оказание содействия государственным структурам в борьбе с владельцами интернет-ресурсов, занимающимися созданием и распространением опасного контента: детская порнография, пропаганда наркомании, насилия, фашизма и экстремизма;
  • участие в разработке законодательных инициатив, направленных на ликвидацию опасного контента в сети Интернет.

Лига создана при поддержке Минкомсвязи РФ. 

Протест «Википедии» против принятия Госдумой законопроекта, которым предлагается ограничивать доступ к противоправной информации в Интернете.

10 июля «Википедия» объявила забастовку. Русскоязычный раздел сайта прекратил работу около часа ночи в связи с принятием обсуждаемого законопроекта. Поправки, как утверждается на заглавной странице «Википедии», могут привести к созданию внесудебной цензуры всего интернета на русском языке, в том числе к закрытию доступа к «Википедии» на русском языке. 

Протест связан с тем, что «Википедия» является ресурсом, где любой человек может вносить информацию, то есть контент модерируется уже после того, как он внесен и виден в Интернете. Теоретически, существует опасность, что будет размещен какой-то контент, который противоречит закону, и «Википедия» будет заблокирована по IP-адресу абсолютно для всех, а не конкретная статья. При этом блокировка по IP-адресу включает в себя блокировку и других проектов ресурса.

В целом, основные претензии «Википедии» следующие:

  • Если принять законопроект в текущей редакции, заблокировать придется слишком широкий перечень ресурсов, т.к. определять их предлагают с помощью ряда субъективно-оценочных категорий, что предполагает возможность закрытия практически любого ресурса.

В случае, если конкретные запреты суд признает ошибочными и на их отмену будет уходить всего несколько дней, крупные порталы все равно понесут существенные убытки.

  • Процедура блокировки по доменным именам и IP-адресам (а не точечной блокировки по URL) может вызвать массовое закрытие ресурсов, не содержащих запрещенного контента, но расположенных на внесенных в реестр доменах или сетевых адресах. 

Совет по правам человека ООН одобрил резолюцию о необходимости обеспечения беспрепятственного распространения информации в Интернете. Причины несогласия России, Китая и Индии.

В основе резолюции лежит положение о том, что права и свободы личности должны защищаться в интернете в той же мере, что и в реальной жизни, в том числе и свобода слова.

С предложением принятия Резолюции выступила Швеция, и ее поддержали 84 страны.

Несогласие с документом высказали лишь три страны — Китай, Индия и Россия, которые сотрудничают в сфере информационной безопасности. По мнению этих стран, исполнение Резолюции является неким вмешательством в их внутренние дела. Вместе с тем представители Китая в итоге присоединились к большинству, оговорившись при этом, что интернет-пользователей все-таки стоит ограждать от «вредной» информации.

Несогласие России с положениями Резолюции в большей мере заключаются в том, что положения Резолюции противоречат Конвенции информационной безопасности России, доктрине информационной безопасности и предлагаемым поправкам.

Российская концепция информационной безопасности. Позиция Запада

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России, служит основой для формирования государственной политики в сфере информации.Доктрина включает в себя перечень основных видов возможных угроз для информационной безопасности, которые в том числе связаны с телекоммуникационными системами. 

Концепция конвенции об обеспечении международной информационной безопасности

Целью концепции декларируется противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий для нарушения международного мира и безопасности, а также установление мер, способствующих тому, чтобы деятельность государств в информационном пространстве.В этом документе детально прописаны нормы регулирования интернета с учетом военно-политических, криминальных и террористических вызовов и угроз. Россия видит угрозы со стороны некоторых стран, в которых создаются кибервойска для ведения боевых действий в интернете (Великобритания, США, Китай, Индия, Израиль). Согласно Конвенции государства должны руководствоваться принципом неделимости безопасности и не будут укреплять свою безопасность в ущерб безопасности других государств.

Конвенция запрещает использование сети в военных целях и для свержения режимов в других странах, но при этом оставляет властям большую свободу действий внутри национальных сегментов интернета. Каждое государство вправе устанавливать суверенные нормы и управлять в соответствии с национальными законами своим информационном пространством. И хотя в документе указывается, что государства должны защищать свободу слова в интернете и не вправе ограничивать доступ граждан к информационному пространству, в тексте делается важная оговорка: правительства могут вводить ограничения в целях защиты национальной и общественной безопасности.

Основным оппонентом России в этой сфере выступает США. По их мнению, предложенные правила превращают Интернет из пространства, управляемого множеством людей и заинтересованных сторон, в подконтрольную центральным правительствам систему.

США считают, что правительства не должны мешать простым пользователям свободно общаться друг с другом, даже во имя защиты национальной безопасности.

Кроме того, американцы признают, что доступ к Интернету относится к числу универсальных прав человека и не подлежит ограничению.

Последствия для России. Возможные сценарии развития событий

В целом, система блокировки контента фактически означает, что провайдер сможет блокировать тот или иной сайт по указанию государственных органов без судебного решения. Поправки в закон могут привести к введению цензуры в русскоязычном сегменте Интернета, созданию черного списка, стоп-листов и блокировке отдельных сайтов.

Так же, процедура блокировки по доменным именам и IP-адресам (а не точечной блокировки по URL) может вызвать массовое закрытие ресурсов, не содержащих запрещенного контента, но расположенных на внесенных в реестр доменах или сетевых адресах.

Безусловно, существует опасность, что введение фильтрации на уровне магистральных провайдеров повлечет за собой общее снижение скорости Интернет-трафика в России, подорвет стабильность адресной системы, а также будет иметь крайне негативные последствия для развития электронной коммерции и интернет-транзакций (включая электронные платежи и интернет-банкинг) и инновационной экономики в Интернете. Снизится обеспечение сохранности персональных данных граждан в сети.

Кроме того, осуществление фильтрации подвергнет риску безопасность функционирования сети Интернет и, с технологической точки зрения, окажет негативное влияние на «связность» Интернета и обеспечение защиты персональных данных граждан в сети. Это связано с тем, что эффективная система фильтрации должна считывать все материалы, которые передаются по web-протоколам, в том числе и шифрованные, что увеличивает вероятность неавторизированного доступа к секретным государственным данным и личным данным российских пользователей Интернета.

Также принятие законопроекта в нынешнем виде, возможно, спровоцирует следующие последствия:

  • «переезд» всех более или менее значимых блогеров и интернет-изданий в иностранные доменные зоны;
  • введение в широкий обиход технических средств для обхода фильтров;
  • введение экстерриториальной ответственности. Сейчас владельцы сайтов несут ответственность, если сервер находится на территории России и обладает русским доменным именем. Впоследствии может быть введена ответственность, если сервер находится не на территории России.

Данный законопроект и меры, им предусматриваемые в части фильтрации контента, на сегодняшний момент, к сожалению, предлагают больше вопросов, чем ответов. И чем быстрее будут даны ответы разработчиками, тем благоприятнее это скажется на атмосфере в сети Интернет и степени информационной безопасности пользователей.

 

 

 


Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement