+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

16
мая
2016

Чем грозит бизнесу автоматический обмен финансовой информацией с другими странами

"Говорить о начале эффективного автоматического обмена финансовой информации с офшорами пока преждевременно" Николай Рудоманов, юрист налоговой практики юридической фирмы VEGAS LEX

Подписание соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией является знаковым событием. И само соглашение и конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, ранее ратифицированная РФ, являются правовой основой для реализации автоматического обмена финансовой информацией между странами согласно Единому стандарту отчетности (Common ReportingStandard, CRS), разработанного ОЭСР. 

Планируется, что российские налоговые органы с 2018 года будут получать от иностранных налоговых органов в автоматическом режиме на ежегодной основе информацию о зарубежных счетах российских налоговых резидентов, а также передавать такие же данные об иностранных налоговых резидентах в России своим иностранным коллегам. К таким сведениям, в частности, относится баланс иностранных банковских счетов физических и юридических лиц, а также юридических лиц, контролируемых физическими лицами. 

Полученная информация, скорее всего, будет использована российскими налоговыми органами для проверки правильности исполнения налоговых обязательств российскими налогоплательщиками. В том числе, в отношении обязанности по уплате прибыли с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний. Расхождение данных, полученных российскими налоговыми органами в рамках автоматического обмена финансовой информацией, и представленными российскими налогоплательщиками сведениями, может стать основанием для доначисления налога и привлечения к ответственности. 

Вместе с тем, несмотря на подписание соглашения, пока преждевременно говорить о том, что Россия начнет получать информацию из офшоров в автоматическом режиме. На это имеются объективные причины, которые, впрочем, не умаляют значимость факта подписания соглашения об автоматическом обмене информацией. 

Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией является специфичным документом. Каждая страна-участница определяет государства, с которыми она готова применять механизм автоматического обмена. Если страны в рамках соглашения указали, что готовы обмениваться информацией между собой, то автоматический обмен возможен. Если какая-то страна, наоборот, не указала отдельную страну, то автоматический обмен между такими странами невозможен. На момент подготовки настоящего комментария информация, о том какие страны с кем готовы реализовывать автоматический обмен налоговой информацией, не публиковалась. 

Для офшорных зон, являющимися Британскими Заморскими территориями, вопросы внешнеполитических отношений решаются через Лондон. В открытых источниках отсутствуют сведения о том, с кем Великобритания и ее заморские территории готовы обмениваться информацией в автоматическом режиме. Не исключено, что договоренности между Россией и Британией по указанному вопросу могут появиться в будущем. 

Более того, важными критериями, которые должны соблюдаться странами в рамках системы автоматического обмена налоговой информации являются гарантия верховенства права в стране – получателе информации, а также обеспечение конфиденциальности полученной информации.

С учетом всего этого, говорить о начале эффективного автоматического обмена финансовой информации с офшорами пока преждевременно. Тем не менее, российские налоговые органы сделали очередной серьезный шаг в сторону глобальной налоговой прозрачности. В краткосрочной перспективе в зоне риска находятся те владельцы офшоров и иностранных активов, которые имеют финансовые счета в странах, которые, наиболее вероятно, станут обмениваться финансовой информацией с Россией. Речь, в частности, об использовании российскими налогоплательщиками счетов в банках Кипра.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение