+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

1
июня
2015

Госдума борется за размер шрифта

Виктор Петров, Партнер, руководитель Арбитражной практики

Правилам вопреки

Проблема использования мелкого шрифта наиболее актуальна при соблюдении требований законодательства о рекламе. В Госдуме в первом чтении принят законопроект, ужесточающий ответственность за ненадлежащую рекламу финансовых услуг, в том числе за мелкий шрифт в брошюрах и на плакатах. Административный штраф для юрлиц по этим нарушениям депутаты собираются установить в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Как отмечает юрист арбитражной практики юридической фирмы Vegas Lex Виктор Петров, сегодня устоявшееся в судебной практике использование нечитаемого шрифта считается нарушением требований законодательства, поскольку потребитель не может получить всю информацию о рекламируемом продукте. Однако юрист подчеркивает, что новый закон окончательно не решит проблемы: для кого–то и шрифт 12–м кеглем будет нечитаемым. Принятие такого закона, возможно, уменьшит количество жалоб со стороны населения, но незначительно, полагает Антон Сороко, аналитик "Финам". В большинстве случаев проблемы возникают из–за спешки и нежелания полностью прочесть, так что директивно такого рода мошенничества искоренить вряд ли получится, лучше работать над повышением финансовой грамотности населения, считает аналитик.

Договоры со сносками мелким шрифтом встречаются нередко, отмечает юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро "Качкин и Партнеры" Мария Жилина. В основном это касается потребителей, с юрлицами это практически не используется. Однако она сомневается в эффективности инициативы: всегда найдутся новые уловки, чтобы графически затруднить восприятие текста контрагентом: вид, цвет шрифта, графика. Кроме того, не установлены последствия несоблюдения требований по кеглю, так что эти сделки нельзя будет признать недействительными, добавляет она.

Следуют правилам

Банки говорят, что уже выполняют все нормативные требования. В законе о потребительском кредите установлено, что индивидуальные условия договора потребкредита должны быть указаны "четким, хорошо читаемым шрифтом", а полная стоимость — "хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице размеров шрифта", отмечает зампредседателя правления "Ренессанс Кредит" Сергей Королев. "Все наши документы написаны единым шрифтом с кеглем 8,5 и не содержат сноски. Мы переработали документы, чтобы условия легко воспринимались клиентами", — отмечает Тимофей Шаров, директор дирекции "Северо–Запад" Банка Хоум Кредит. По его словам, в случае законодательного закрепления требования о 12–м кегле банку придется почти в 2 раза увеличить расходы на бумагу, а значит, повысить стоимость услуг для клиентов.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение