+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

7
декабря
2015

Ответственность за неисполнение

Борзова_Медицинский вестник_Ответственность за неисполнение_12.2015

Скачать файл
Файл добавлен 07.12.2015
Презентация .pdf (1,1 Мб)

Ответственность за неисполнение

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В то же время текущая правоприменительная практика показывает, что формулирование положений контракта о такой ответственности является непростой задачей и имеет определенные нюансы.

Согласно действующему законодательству заказчик обязан установить в контракте:

  • размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (определяется в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);

  • размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством РФ, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств по контракту;

  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ, за ненадлежащее исполнение сторонами (как заказчиком, так и поставщиком) своих обязательств по контракту.

При этом Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены общие правила определения размеров:

  • штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения);

  • пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

В пунктах 4 и 5 этих правил приводится порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком и заказчиком обязательств, в зависимости от цены контракта, а пунктом 6 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком и определяется по специальной формуле, приведенной в постановлении.

Текущая правоприменительная практика указывает на то, что размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке. Если в проект контракта не зафиксирована формула и порядок расчета пени, а лишь включена ссылка на правила, установленные в постановлении Правительства №1063, это трактуется, как ненадлежащее исполнение обязанности заказчика по установлению размеров неустойки. Аналогично, не считается надлежащим исполнением обязанности заказчика включение в проект контракта ссылки на постановление вместо установления определенного размера штрафа (Решение Крымского УФАС от 14.09.2015 по делу №06/575 -15; Решение УФАС по Республике Дагестан от 12.03.2015 № 124А-2015; Решение Омского УФАС от 20.07.2015 по делу № 03-10.1/251-2015; Решение Владимирского УФАС от 16.03.2015 № Г 175-04/2015; Решение Кемеровского УФАС от 21.07.2015 по делу № 289/З-2015 и др.).

Иными словами, если в проекте государственного контракта заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а именно размер штрафа и пени, такой заказчик может быть признан нарушившим Закон № 44-ФЗ.

Нарушением может быть признано использование в проекте государственного контракта следующей формулировки: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом".

Надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки, согласно вынесенным решениям правоприменителя, можно считать включение в проект контракта:

  • пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы;

  • штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком в размере процента цены контракта, согласно пункту 5 постановления Правительства №1063;

  • пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 –8 постановления Правительства №1063;

  • штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком в размере процента цены контракта, согласно пункту 4 постановления Правительства №1063.

Следует также отметить, что, учитывая тот факт, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК), в некоторых случаях правоприменители рекомендуют заказчикам устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные постановлением для каждого порогового значения цены контракта (за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК).


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение