+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

4
июля
2016

Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в мае 2016 года

Евгений Родин, Партнер, руководитель Практики "Ресурсы. Промышленность. Реструктуризация"

Родин, Аушева_Энергорынок_Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в мае 2016 года_06.2016

Скачать файл
Файл добавлен 04.07.2016
Презентация .pdf (105 Кб)

Законодательство в сфере энергетики в мае претерпело небольшие изменения: были изданы несколько постановлений и одно распоряжение Правительства Российской Федерации, приказ Минстроя России, а также принят Федеральный закон от 01.05.16 № 132-ФЗ, направленный на совершенствование законодательства, обеспечивающее безопасность в сфере теплоснабжения.

Рассмотрим указанные акты подробнее.

1. Постановление Правительства РФ от 23.05.16 № 452 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка оплаты потребителями коммунальных ресурсов"

Постановлением уточнен порядок оплаты природного газа и тепловой энергии (мощности) отдельными потребителями посредством внесения изменений:

  • в порядок расчетов за природный газ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 294;

  • в Правила организации теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08ю12 № 808.

Уточнения порядка оплаты природного газа в рамках Постановления Правительства РФ от 23.05.16 № 452 касаются следующей категории потребителей:

  • государственные (муниципальные) учреждения, казенные предприятия;

Согласно п. 5 указанного постановления до 18-го числа расчетного месяца оплачивается 30% объема потребления природного газа за данный месяц, остальная часть фактически потребленного природного газа оплачивается до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.

Для сравнения стоит отметить, что остальные потребители оплачивают 85% планового объема потребления природного газа, т.е. большую часть, до окончания расчетного месяца.

В случае если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц

  • ТСЖ, ЖСК, жилищные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические, дачные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами;

В случае если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, оплата природного газа перечисленной категорией потребителей осуществляется до 15-го числа месяца, следующего за расчетным

  • организации, осуществляющие поставку тепловой энергии ТСЖ, ЖСК, жилищные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические, дачные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, в случае если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 %.

Оплата природного газа организациями, осуществляющими поставку тепловой энергии потребителям, производится до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, при условии, что доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых организацией товаров и услуг составляет более 75 %.

Постановление также содержит уточнения по порядку оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями, аналогичные тем, что установлены для государственных (муниципальных) учреждений, казенных предприятий при оплате природного газа.

При этом в случаях, когда объем фактического потребления энергоресурсов за истекший месяц оказывается меньше объема, определенного договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц.

Постановление Правительства РФ от 23.05.16 № 452 вступило в силу 3 июня 2016 г.

2. Постановление Правительства РФ от 17.05.16 № 433 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка ценообразования на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности"

Постановление уточняет порядок образования тарифов и цен на электрическую энергию и мощность на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности.

В частности:

  • отменена обязательная оплата отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных для потребителей неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности. Вместо этого им предоставляется выбор ценовых категорий в зависимости от выбранного тарифа на услуги по передаче электрической энергии и имеющегося учета с оплатой собственных отклонений только на добровольной основе;
  • из трансляции цен на розничные рынки электрической энергии исключены конечные тарифы, установленные регулирующими органами. Теперь регулирующие органы будут устанавливать конечные регулируемые цены для розничных потребителей в виде формул;

  • исключено условие об отнесении потребителя к крупному в зависимости от присоединенной мощности.

Кроме того, указанным постановлением правительство поручило:

  • ФАС России по согласованию с Минэнерго России внести до 1 июня 2016 г. в свои нормативные акты изменения в соответствии с принятым постановлением, предусмотрев их вступление в силу с 1 июля 2016 г.;

  • органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принять до 15 июня 2016 г. решения об установлении (о пересмотре) в соответствии с принятым постановлением на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности:

    • цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей), в виде формул;
    • цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, включающих в себя ставку за 1 кВт∙ч электрической энергии и ставку за 1 кВт величины мощности;
    • средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком на розничных рынках электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам).

Указанные решения должны вступить в силу с 1 июля 2016 г.

  • Минэнерго России по согласованию с Минэкономразвития России и ФАС России представить до 1 декабря 2016 г. в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты в части порядка расчета организацией коммерческой инфраструктуры составляющих регулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках электрической энергии на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности.

Основной задачей рассматриваемого постановления является нивелирование возможности нарушения действующего законодательства при установлении тарифов на электроэнергию.

Изменения вступили в силу 2 июня 2016 г. (кроме отдельных положений).

3. Постановление Правительства РФ от 17.05.16 № 432 "О внесении изменений в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации"

Постановление вносит поправки, касающиеся платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

В частности, постановление уточняет что при присоединении потребителей, проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе которых составляет 0,6 МПа (ранее – 6 МПа) и более, в границах городских поселений с населением от 500 тыс. человек при определении платы за присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы газораспределительных организаций, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для присоединения, в случае если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации.

Постановление Правительства РФ от 17.05.16 № 432 вступило в силу с 31 мая 2016 г.

4. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2016 № 850-р

Данным распоряжением внесены изменения в Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 г.

В новой редакции изложены приложения № 1 и  4 к Основным направлениям, содержащие:

  • целевые показатели величин объемов ввода установленной мощности генерирующих объектов по видам возобновляемых источников энергии;

  • базовые предельные величины капитальных затрат на возведение 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта для каждого из видов генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, для проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, на 2014–2024 гг.

Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2016 № 850-р начало действовать с 5 мая 2016 г.

5. Федеральный закон от 01.05.16 № 132-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения"

Федеральный закон направлен на совершенствование нормативного правового регулирования по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения.

Прежде всего, закон дает определение понятию "федеральный государственный энергетический надзор", под которым понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими и теплосетевыми организациями требований безопасности, установленных настоящим федеральным законом, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Кроме того, закон закрепляет обязанность теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения, а также уточняет порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случаях несоблюдения обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.

За исполнением обязательных требований будет вестись систематическое наблюдение, по результатам которого нарушители будут привлечены к ответственности. Уполномоченным органом по проведению проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций, принятию мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений является Ростехнадзор. Порядок осуществления такого надзора будет установлен Правительством РФ.

Закон предусматривает возможность наделения федеральных органов исполнительной власти полномочиями по принятию правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок с целью повышения качества нормативно-правового регулирования вопросов безопасности в сфере теплоснабжения.

В отношении источников теплоэнергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки, надзор будет проводиться в соответствии с законодательством об электроэнергетике, в отношении опасных объектов теплоснабжения – по правилам надзора в области промышленной безопасности.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, т.е. с 31 июля 2016 г. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу настоящего федерального закона, подлежат обязательному исполнению до дня вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, разработанных в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.

Целью принятия закона является усиление контроля за эксплуатацией объектов теплоснабжения для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и сокращение количества аварий на объектах.

6. Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 08.09.15 № 644/пр "Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме"

Приказ уточняет примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме, с целью сбережения и (или) повышения эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Так, в частности:

  • уточнен перечень документов, которыми может подтверждаться наличие у лиц полномочий на заключение энергосервисного договора;

  • уточнен перечень способов, которыми может быть определен размер экономии при выполнении работ (оказании услуг) сторонами договора;
  • введены положения, посвященные содержанию энергосервисного договора, направленного на снижение потребления тепловой энергии в многоквартирном доме;
  • предусмотрено, что энергосервисный договор может содержать условие о включении информации об оплате энергосервисного договора в платежный документ, выставляемый для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • уточнены условия энергосервисного договора касающиеся ответственности сторон договора, условия привлечения исполнителем третьих лиц для выполнения работ по договору.

Приказ вступил в силу 28 мая 2016 г.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение