+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

4
марта
2015

Меры предварительной защиты

Виктор Петров, Партнер, руководитель Арбитражной практики

VEGAS LEX_Петров_эж-Юрист_03.2015

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (201 Кб)


Процессуальные новеллы

Идея принятия Кодекса административного судопроизводства была озвучена Президентом РФ еще в 2012 году. С того момента готовилась законодательная база для наиболее комфортной имплементации абсолютно нового кодифицированного акта с особым порядком судопроизводства.

Структура нового Кодекса весьма незначительно отличается от кодексов, регламентирующих судопроизводство в судах общей юрисдикции и арбитражных судах РФ. Однако при более внимательном изучении ряд новелл все же обнаруживается.

Прежде всего, необходимо отметить, что новый Кодекс подлежит применению в судах общей юрисдикции и ВС РФ. Соответственно при вступлении в законную силу этого Кодекса прекратится применение аналогичных норм ГПК РФ. Законодатель, составляя проект Кодекса административного производства, пошел по пути перечисления тех сфер общественных отношений, споры в которых настоящий Кодекс призван урегулировать (ст. 1 Проекта). Вместе с тем, возможно, более логичным было бы внести единый квалифицирующий признак для отнесения спора к категории дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, а не пытаться их все перечислить.

Среди статей об основных принципах административного судопроизводства следует обратить внимание на ст. 14 Кодекса, которая предусматривает право суда самостоятельно истребовать доказательства по делу. За счет этой оговорки роль суда становится более активной, что способствует более полному исследованию фактических обстоятельств дела.

Основой административного судопроизводства является административный иск как документ, который запускает сам механизм отправления правосудия. Как уже было отмечено, создатели Кодекса исходили из использования структуры гражданского иска, что предопределяет схожий характер этих документов. При этом административный иск с учетом особого характера общественных отношений, участники которых являются сторонами в административном судопроизводстве, содержит в себе и ряд отличий.

Так, согласно ст. 128 Кодекса административного судопроизводства к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано им. Эта новелла является отличительной особенностью нового Кодекса – представителем может выступать лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование (ст. 55 Проекта). Такое требование обусловлено особой значимостью общественных отношений, а также является определенной формой гарантии административному истцу получения квалифицированной юридической помощи.

Специфические проблемы

Еще одной новеллой в рамках административного судопроизводства являются меры предварительной защиты. Аналогия этого правового института с обеспечительными мерами в гражданском судопроизводстве напрашивается сам собой. Необходимо отметить, что в проекте Кодекса содержится право заявителя требовать применения таких мер до вступления решения суда в законную силу, что включает в себя и стадию апелляционной инстанции. Основания для применения мер предварительной защиты, впрочем, отличаются от оснований, установленных для применения обеспечительных мер.

Сам факт включения такого правового инструмента в Кодекс свидетельствует о желании законодателя предоставить потенциальному административному истцу право своими активными действиями свести к минимуму риск негативного влияния оспариваемого решения публичного органа.

Актуальным и проблемным представлялся вопрос о процессуальных сроках в административном судопроизводстве. С одной стороны, законодатель пришел к общим срокам в судопроизводстве по гражданским и арбитражным делам, а с другой, административные дела всегда отличались необходимостью рассмотрения в достаточно сжатые сроки, поскольку наличие публично-правового элемента обуславливает заинтересованность заявителей в скорейшем разрешении спора.

На деле сроки оказались максимально приближенными к аналогичным срокам в гражданском судопроизводстве. Установлением аналогичных сроков законодатель сохраняет идентичность различных видов судебных процессов, что между тем не отвечает требованиям потенциальных сторон спора, которые стремятся к максимально быстрому получению судебного акта.

Определенной спецификой обладает отказ от административного иска. Так, отказ от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, не прекращает административного судопроизводства. В то время как отказ от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного лица, влечет за собой оставление административного иска без рассмотрения при условии, что лицо, в пользу которого подан такой иск, поддержит заявленный отказ. Такая усложненная форма отказа от иска представляется обоснованной с учетом публичного характера административных споров.

В представленном проекте Кодекса содержатся и указания на упрощенное судопроизводство. Основания для рассмотрения дела в порядке упрощенного административного судопроизводства указаны в открытом перечне (ст. 291 Проекта), а потому возможно расширение списка уже прямо поименованных: незначительная сумма задолженности, указанная в иске; возможность рассмотрения дела в отсутствие сторон.

Следует отметить, что в представленном проекте Кодекса административного судопроизводства заметно стремление законодателя сохранить привычные правоприменителям институты гражданского судопроизводства. Однако вместе с тем в проект Кодекса включены положения, которые призваны учитывать специфику административно-правовых споров и предоставлять сторонам соответствующие механизмы для защиты своих прав (обязательное участие представителя с высшим юридическим образованием в ряде категорий дел, усложненный порядок отказа от административного иска в защиту прав, свобод и интересов других лиц и пр.). Не лишен проект Кодекса и ряда спорных правовых решений, которые, впрочем, не представляются слишком серьезными.

Саму идею создания Кодекса следует признать удачной с учетом разветвленной структуры органов исполнительной власти РФ и значительного количества принимаемых ими решений и нормативных актов, которые могут затрагивать права, свободы и интересы других лиц.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение