февраля
2015
Аналитический обзор ключевых изменений законодательства, регулирующего отношения в энергетике России в 2014 году
VEGAS LEX_Татаринов_Энергорынок_01.2015
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (85 Кб) |
После продолжительного периода развития (модернизации) законодательства в сфере энергетики, пик которого пришелся на 2010–2012 гг., 2014 г. не был столь богат на существенные изменения.
Ключевым результатом тотальной корректировки законодательства в части электроэнергетики стали новые Правила оптового рынка электрической энергии (мощности)[1], Правила функционирования розничных рынков электрической энергии[2], Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики[3]; в части теплоснабжения – Закон «О теплоснабжении»[4], Правила организации теплоснабжения[5], Основы ценообразования в сфере теплоснабжения[6]; в части водоснабжения – Закон «О водоснабжении и водоотведении»[7], Правила организации холодного[8] и горячего[9] водоснабжения; в части газоснабжения были внесены существенные корректировки в Положение о государственном регулировании цен на газ[10], а также принят ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих особенности ценообразования в отношении перечисленных видов деятельности.
Указанные акты, закрепив основные принципы взаимодействия субъектов в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, стали основой для разработки и внедрения комплекса нормативно-правовых актов, направленных на улучшение взаимодействия участников указанных рынков, сервиса обслуживания потребителей, повышения качества и надежности энергоснабжения потребителей.
В этой связи в 2014 г. основными задачами для корректировки законодательства являлись:
- Создание условий для ограничения роста тарифов в сфере энергетики;
- Определение параметров перекрестного субсидирования в части ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии;
- Создание условий для обеспечения доступности инфраструктуры для потребителей;
- Уточнение правил определения стоимости услуг по передаче электрической, тепловой энергии, газа, воды;
- Создание законодательных ограничений, направленных на исключение случаев «манипулирования» ценами в отношении электрической энергии со стороны энергосбытовых организаций;
- Внедрение механизмов утверждения инвестиционных программ (в части тепло-, водоснабжения по аналогии с механизмами регулирования деятельности сетевых организаций в электроэнергетике);
- Корректировка законодательства в области тарифного регулирования, направленная на устранение правовых пробелов, выявленных в ходе правоприменительной практики.
В результате в 2014 г. в электроэнергетике были приняты следующие ключевые изменения.
I. В части электроснабжения
I.1. С 1 января 2014 г. в большинстве регионов России прекратил действовать механизм «последней мили»
В соответствии с Федеральным законом от 06.11.13 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» (вступившем в силу с 06.11.13), с 1 января 2014 г. не допускается передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.
Законом предусмотрены исключения, в соответствии с которыми возможна передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии:
- При условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с территориальными сетевыми организациями;
- Без заключения соглашений и в отношении объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, находящихся на территориях республик Карелия, Марий Эл, Хакасия, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Тамбовской, Томской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
- При этом передаются в аренду только объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, в отношении которых по состоянию на 1 сентября 2013 г. действовали договоры аренды, заключенные между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями;
- Без заключения соглашений передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области, за исключением объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии технологически присоединены после 1 января 2007 г.
- Кроме того, закон предусматривает максимальные объемы перекрестного субсидирования в рамках тарифного регулирования, а также определяет динамику снижения перекрестного субсидирования в период с 2014 по 2017 г.
I.2. С февраля 2014 г. были существенно скорректированы Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям
В 2014 г. был существенно изменен порядок доступа к электрическим сетям в целях снижения срока технологического присоединения и сокращения количества обязательных процедур[11], совершаемых в рамках указанного процесса.
В частности, постановлениями Правительства РФ от 10.02.14 № 95, от 20.02.14 № 130 были закреплены:
- Порядок заключения договора энергоснабжения, договора купли-продажи электрической энергии и договора оказания услуг по ее передаче до окончания процедуры технологического присоединения к электрическим сетям;
- Обязанность сетевой организации по направлению подтверждающих оформление процедуры технологического присоединения документов в адрес энергосбытовой организации, с которой потребителем был заключен соответствующий договор;
- Порядок взаимодействия энергосбытовой, сетевой организаций и потребителя в части допуска приборов учета в эксплуатацию, а также в части начала исполнения обязательств по исполнению договоров о приобретении электрической энергии и оказания услуг по ее передаче;
- Порядок переоформления документов, подтверждающих технологическое присоединение;
- Формы документов, оформляемых в рамках процедуры технологического присоединения или процедуры восстановления указанных документов (акт о технологическом присоединении, акт разграничения балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт обследования электроустановки, акт о выполнении технических условий);
- Порядок проверки со стороны сетевой организации выполнения условий технологического присоединения.
I.3. С марта 2014 г. были внесены изменения касательно особенностей правового статуса сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя
Постановлением Правительства РФ от 07.03.14 №79 были закреплены:
- Особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии потребителями в адрес сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю.
- В указанном случае потребитель оплачивает стоимость услуг по передаче электрической энергии в адрес «моносетевой» организации и отдельно – в адрес прочих сетевых организаций (в случае, если их объекты электросетевого хозяйства используются для передачи электрической энергии такому потребителю);
- Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя (Приложение 3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).
I.4. С августа 2014 г. был существенно скорректирован порядок определения стоимости услуг по передаче электрической энергии
Постановлением Правительства РФ от 31.07.14 года № 740 были внесены императивные правила касательно определения объемов и стоимости услуг по передаче электрической энергии:
- В части оплаты услуг по передаче электрической энергии потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к переданным в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (так называемый тариф ВН1);
- В части императивных правил определения уровня напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии к электрическим сетям территориальных сетевых организаций (в зависимости от типа присоединения – прямое, опосредованное, в том числе через объекты по производству электрической энергии или через объекты электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии).
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.13 № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в части порядка доступа к сетям газоснабжения.
Закон «О газоснабжении в Российской Федерации» был дополнен ст. 23.2. (государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям), в соответствии с которой:
- Правительство РФ было наделено правом утверждения правил подключения к сетям газоснабжения;
- За ФСТ России были закреплены полномочия по разработке и утверждению методических указаний по расчету платы за подключение к сетям газоснабжения;
- Органы регулирования субъектов РФ были наделены правом установления платы за подключение к сетям газоснабжения.
В результате:
- С 1 марта 2014 г. вступили в силу Правила подключения к сетям газоснабжения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.13 № 1314);
- С 22 июня 2014 г. вступил в силу Приказ ФСТ России от 28.04.14 № 101-э/3 «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину».
Таким образом, в настоящее время порядок подключения к сетям газоснабжения во многом схож с порядком технологического присоединения к электрическим сетям и предоставляет потребителям исчерпывающий набор правовых инструментов для диалога с газоснабжающими (газотранспортными) организациями в части определения условий доступности сетей газоснабжения, сроков подключения, а также стоимости подключения.
III. В части теплоснабжения
Ключевым вопросом, ставшим предметом широкого обсуждения как со стороны органов государственной власти, так и со стороны бизнес-сообщества стал вопрос ценообразования с учетом метода альтернативной котельной в рамках создания новой модели рынка тепла.
В результате Распоряжением Правительства РФ от 02.10.14 № 1949-р был утвержден план мероприятий (дорожная карта) касательно внедрения целевой модели рынка тепловой энергии.
Предусмотренная дорожной картой новая модель рынка тепловой энергии направлена на стимулирование развития эффективных источников тепла с учетом долгосрочных программ инвестирования.
Переход к новой модели предполагается осуществить в первую очередь посредством внедрения модели альтернативной котельной, а также посредством наделения единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) функциями гарантирующего поставщика[12] по поставке всех товаров и услуг в сфере теплоснабжения в границах зоны своей деятельности и исполнения функций, связанных с оперативным управлением системой теплоснабжения.
Переход к новой модели рынка тепловой энергии предусматривает реализацию ответственными ведомствами мероприятий, предусмотренных дорожной картой, в том числе направленных на:
- отмену государственного регулирования большинства цен и товаров в сфере теплоснабжения;
- внедрение новой системы ценообразования во всех системах централизованного теплоснабжения РФ;
- повышение эффективности деятельности ЕТО, расширение ее функций и полномочий;
- усиление надежности и качества теплоснабжения;
- повышение эффективности отрасли теплоснабжения.
[1] Постановление Правительства РФ от 27.12.10 № 1172 (ред. от 23.08.14).
[2] Постановление Правительства РФ от 04.05.12 № 442 (ред. от 11.08.14).
[3] Постановление Правительства РФ от 29.12.11 № 1178 (ред. от 29.10.14).
[4] Федеральный закон от 27.07.10 № 190-ФЗ (ред. от 14.10.14) «О теплоснабжении».
[5] Постановление Правительства РФ от 08.08.12 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации).
[6] Постановление Правительства РФ от 22.10.12 № 1075 (ред. от 02.10.14) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».
[7] Федеральный закон от 07.12.11 № 416-ФЗ (ред. от 14.10.14) «О водоснабжении и водоотведении».
[8] Постановление Правительства РФ от 29.07.13 № 644 (ред. от 14.11.14) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
[9] Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 13.02.06 № 83.
[10] Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (ред. от 18.10.14) «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации».
[11] Распоряжение Правительства РФ от 30.06.12 № 1144-р (ред. от 17.08.13) «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».
[12] По аналогии с регулированием отношений в сфере электроэнергетики.