+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

16
июня
2020

Поправки в антимонопольный комплаенс

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Правовое регулирование института антимоно­польного комплаенса на уровне федерального законодательства предусмотрено Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг.2 С 12 марта 2020 г. вступили в силу изменения, согласно которым в Законе о защите конкуренции определены по­нятие антимонопольного комплаенса и основные требования к нему (далее - Изменения). 

Понятие антимонопольного комплаенса: в законе появилось определение «система вну­треннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», под которой понимается совокупность правовых и органи­зационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного зако­нодательства и предупреждения его нарушений (далее - Система антимонопольного комплаенса). Принятое законодателем определение отражает традиционный подход к антимонопольному компла­енсу как к одному из институтов предупреждения правонарушений антимонопольного законодатель­ства3. Согласно пояснительной записке к проекту Изменений, эффективность мер, стимулирующих соблюдение антимонопольного законодательств/J, свидетельствует о необходимости развития таких механизмов. Одним из инструментов предупре­ждения нарушений антимонопольного законода­тельства и снижения антимонопольных рисков для хозяйствующих субъектов является Система антимонопольного комплаенса. 

Принцип добровольности: внедрение Системы антимонопольного комплаенса является правом, а не обязанностью компании. При принятии компанией решения о внедрении Системы анти­монопольного комплаенса компания, по общему правилу, свободна в таком решении. В то же время из данного принципа существуют исключения, которые мы рассмотрим далее более подробно.
Требования к внутренним документам компа­нии: внутренние документы компании о Системе антимонопольного комплаенса должны содержать следующие обязательные требования:

  • требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного зако­нодательства, связанных с деятельностью компании;
  • меры по снижению антимонопольных рисков; меры по контролю за функционированием Системы антимонопольного комплаенса;
  • порядок ознакомления сотрудников компа-нии с внутренними документами о системе антимонопольного комплаенса;
  • информация о должностном лице, ответ­ственном за функционирование Системы антимонопольного комплаенса.

Кроме того, компании имеют право своими локаль­ными актами включать дополнительные требо­вания к организации Системы антимонопольного комплаенса.
Таким образом, законодатель, закрепляя только общий перечень требований к документам, остав­ляет компаниям возможность наиболее эффектив­ного построения Системы антимонопольного ком­плаенса с учетом специфики своей деятельности.

Размещение на сайте информации о Системе антимонопольного комплаенса: на сайте компа­нии на русском языке подлежит опубликованию ин­формация о принятых и применяемых в компании внутренних документах о Системе антимонополь­ного комплаенса. Обязательным является именно размещение информации о документах, при этом обязательное размещение самих документов зако­нодательством не предусмотрено.

Возможность согласования Системы антимо­нопольного комплаенса с ФАС России: компания вправе согласовать с антимонопольным органом документы или проекты документов о применяе­мых мерах антимонопольного комплаенса. В случае направления указанных документов (проектов) ФАС России в течение тридцати дней рассматривает указанные документы (проекты) и дает заключение об их соответствии или не­соответствии требованиям антимонопольного законодательства6. В пояснительной записке к Изменениям указано, что в случае выдачи ФАС России заключения о соответствии документов или проектов документов о применяемых мерах анти­монопольного комплаенса требованиям антимонапольного законодательства компания не может быть признана нарушившей антимонопольное законодательство, если ее действия осуществля­ются в рамках согласованных правил Системы антимонопольного комплаенса. Однако указанное правило содержится только в пояснительной запи­ске и отсутствует в Изменениях. Тем не менее компания вправе ссылаться на осу­ществление действий в соответствии с согласо­ванной ФАС России Системой антимонопольного комnлаенса и отсутствие нарушения антимонополь­ного законодательства. В случае несогласия с ука­занными доводами ФАС России необходимо будет указать в решении доказательства, на которых основаны ее выводы, и представить мотивы, по ко­торым отклонены доводы о соответствии действий компании Системе антимонопольного комплаенса.

ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ

Несмотря на то что Изменения вступили в силу только сейчас, антимонопольный комплаенс уже довольно давно стал частью российской правовой реальности. 06 этом свидетельствует успешное использование антимонопольного комплаенса некоторыми компаниями в Российской Федерации, а также многочисленные дискуссии и обсуждения института антимонопольного комплаенса в научном и профессиональном сообществе.

Тем не менее остается актуальным вопрос о том, нужно ли внедрять антимонопольный комплаенс в компании, если он является необязательным. в ряде случаев указанный вопрос подменяется утверждени­ем о том, что антимонопольный комплаенс не нужен компании, поскольку не является обязательным. 

Необходимо отметить, что принцип добровольно­сти может иметь исключения.

В практике антимонопольных органов встречаются случаи внедрения отдельных элементов антимо­нопольного комnлаенса через поведенческие предписания ФАС России в рамках разбирательств либо в рамках согласования сделок экономической концентрации.

Более того, в 2018 г. в рамках согласования сделки экономический концентрации ФАС России выдала заявителю предписание, содержащее требование о разработке и согласовании с ФАС России системы антимонопольного комплаенса.

Напомним, что в силу ст. 36 Закона о защите кон­куренции предписания антимонопольного органа являются обязательными для исполнения. таким образом, выдача компаниям предписания с требо­ванием внедрить систему антимонопольного ком­плаенса либо ее отдельные элементы накладывает на такую компанию соответствующие обязанности по исполнению. 


Учитывая указанную практику антимонопольного органа, рассмотрим вопрос о соотношении следую­щих норм Закона о защите конкуренции: 
  • о  праве хозяйствующего субъекта организо­вать Систему антимонопольного комплаенса в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения (норма 1); 

  • о праве хозяйствующего субъекта согласо­вать Систему антимонопольного комплаенса с ФАС России (норма 2);

  • о полномочии антимонопольного органа вы­давать предписания о разработке и согласо­вании с ФАС России Системы антимонополь­ного комплаенса (о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции) при рассмотрении дела о нарушении антимо­нопольного законодательства, а также в слу­чае принятия решения о согласовании сделки экономической концентрации (норма 3).

Несмотря на отсутствие правоприменительной практики, в которой рассматривался бы вопрос о соотношении указанных норм, представляется, что разграничение норм 1-3 возможно осуще­ствить по целям их реализации: 

  • в отношении права хозяйствующего субъекта целью реализации является соблюдение ан­тимонопольного законодательства и преду­преждение его нарушения;
  • в отношении полномочия антимонопольного органа о выдаче предписания целью реали­зации является обеспечение конкуренции.

Кроме того, антимонопольный орган может обязать хозяйствующего субъекта принять и согласовать Систему антимонопольного комплаенса только в определенных в законе случаях -по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонополь­ного законодательства, а также при принятии решения о согласовании сделки экономической концентрации. Следовательно, норма 1 и норма 2 соотносятся с нормой 3 как общие нормы со специ­альной нормой. 

Специальная норма обладает приоритетом перед общими нормами. Таким образом, принимая во внимание рассмотрен­ную практику антимонопольного органа, необходи­мо учитывать, что внедрение и согласование с ФАС России системы антимонопольного комплаенса может стать для компании обязанностью в случае выдачи антимонопольным органом соответствую­щего предписания.

НУЖЕН ЛИ КОМПЛАЕНС? 

Даже в случаях, когда у компании отсутствует обязанность внедрить антимонопольный комплаенс, само по себе наличие правовой нормы о необязательности антимонопольного комплаенса является недостаточным аргументом для отказа от внедрения такой системы. Для принятия обоснованного решения по вопросу внедрения Системы антимонопольного ком­плаенса рекомендуется учитывать следующие обстоятельства: 

  • антимонопольный комплаенс -это не бремя, а возможность повышения эффективности принятия решений и действий в компании посредством устранения или снижения антимонопольных рисков;
  • необходимо сопоставлять потенциальный негативный эффект от реализации антимоно­польных рисков с финансовыми, временными;
  • рассмотрения указанного обстоятельства в каче­стве смягчающего. 

Для того чтобы наличие Системы антимоно­польного комплаенса было учтено ФАС России при привлечении к административной ответ­ственности, необходимо доказать функциониро­вание Системы антимонопольного комплаенса. На текущий момент критерии для признания Системы антимонопольного комплаенса функ­ционирующей отсутствуют в законодательстве, а также не сформированы в правоприменитель­ной практике. Функционирование Системы ан­тимонопольного комплаенса будет оцениваться исходя их обстоятельств рассматриваемого дела.
Кроме того, функционирование Системы антимоно­польного комплаенса учитывается при проведении плановых проверок антимонопольным органом. Частота проверок зависит от категории риска компании: для компаний со средней категорией риска - истечение трех лет со дня проведения последней плановой проверки, создания ком­пании, для компаний с умеренной категорией риска - истечение пяти лет, для низкой категории риска - не проводятся.

Категория риска компании может быть пони­жена при наличии в совокупности следующих условий: 

  • отсутствие в течение трех лет вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства;
  • функционирование у хозяйствующего субъ­екта не менее одного года Системы антимо­нопольного комплаенса.

Несмотря на приведенные выше преимущества внедрения Системы антимонопольного ком­плаенса, на практике может возникнуть вопрос, не является ли более рациональным использо­вание ресурсов компании на стадии реализации риска, например, когда антимонопольным органом усматриваются признаки нарушения антимоно­польного законодательства в действиях компании? Однако такой подход существенно сокращает возможности компании для устранения или ми­нимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства. 

Действия компании, в которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного зако­нодательства, при отсутствии у компании убеди­тельного экономического и иного обоснования совершаемых действий, с высокой вероятностью могут быть квалифицированы как нарушающие антимонопольное законодательство.

Таким образом, стратегически для компании более выгодно проведение серьезной предварительной юридической работы по оценке рисков, а также ве­дение хозяйственной деятельности с соблюдением правил Системы антимонопольного комплаенса. В результате такой работы компания сформирует более качественное и убедительное обоснование своих действий на предмет их соответствия антимонопольному законодательству и существенно снизит возможный негативный эффект от реализа­ции рисков.

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: https://ao-journal.ru/journal/lib/ejournal/detail/ArticleID/1853/%d0%9f%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b...


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение