+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

25
ноября
2021

Александр Казарин рассказывает журналу Корпоративный юрист, что сделать, чтобы заказчик заплатил за дополнительные работы в госконтрактах

Уведомьте заказчика о дополнительных работах

Выявив необходимость дополнительных работ, подрядчик прежде всего должен письменно уведомить об этом заказчика (п. 1 ст. 716 ГК, п. 3 ст. 743 ГК). В уведомлении пропишите обстоятельства, при которых это произошло. Подробно опишите их. Уже на данном этапе будет не лишним, если обстоятельства, описываемые в уведомлении, будут подкреплены двусторонним актом, подписанным уполномоченным представителем заказчика.

В уведомлении также перечислите обстоятельства, из-за которых не могли обнаружить дополнительные работы, когда заключали контракт. Максимально подробно обоснуйте, почему потребовалось выполнять их, как они связаны с основным объемом работ. Расскажите, почему без них нельзя продолжать работу на объекте или вводить его в эксплуатацию. Свою позицию подкрепите положениями ГК и нормами Федерального закона от 05.04.2013 №  44‑ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее — Закон № 44-ФЗ.

Заказчик может проигнорировать уведомление. Тогда подрядчик вправе приостановить работы (п. 3 ст. 743 ГК).

Подрядчик рискует не получить оплату, если приступит к дополнительным работам до того, как сообщит заказчику о необходимости их выполнения, или не дождется от него ответа. Исключением будет ситуация, когда допработы пришлось выполнить немедленно, чтобы исключить гибель или повреждение объекта строительства. Но такую ситуацию необходимо доказывать.

Учтите, что в случае приостановки строительства подрядчик вправе предъявить заказчику убытки. Но если он докажет ненадобность дополнительных работ, то компенсации не будет (абз. 2 п. 3 ст. 743 ГК).

Согласуйте с заказчиком объем и стоимость дополнительных работ. При этом стороны должны учитывать, что изменять условия контракта возможно только в некоторых случаях (ст. 95 Закона № 44‑ФЗ). Например, стороны вправе скорректировать цену контракта: в пределах 10 процентов по всем строительным контрактам, в пределах 30 процентов цены контракта, если контракт заключен на срок более 1 года, а его цена превышает 100 млн руб. — на основании отдельного решения Правительства Российской Федерции, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (в зависимости от уровня закупки) (подп. "в" п. 1 и п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона №  44‑ФЗ). В этих случаях стороны вправе заключить дополнительное соглашение и увеличить первоначальную цену.

Пример. Подрядчик выполняет работы по муниципальному контракту согласно проектно-сметной документации. Государственная экспертиза дала на нее положительное заключение. Затем подрядчик выявил необходимость дополнительных работ. Их в проекте не учли. Стоимость дополнительных работ превышает 10-процентный лимит по Закону №  44‑ФЗ. Внести изменения в контракт можно так. В смету заказчик вправе добавить новые виды и объемы работ, но с учетом трех условий. Первое — новые работы не меняют характер ранее заявленных в документах о закупке. Второе — цена дополнительных работ не превышает 10 процентов от цены контракта. Третье — единичные расценки по дополнительным работам рассчитали с учетом коэффициента снижения на аукционе.

Изменения нужно оформить дополнительным соглашением. К нему прикладывают локально-сметные расчеты на дополнительные работы (ч. 2 ст. 34, подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ, п. 1 ст. 744 ГК). Такую же позицию поддерживает Минфин (письма от 23.06.2020 № 24-01-08/54134, от 30.04.2020 № 24-01-06/35515).

Проводить повторную проверку достоверности сметной стоимости не нужно, если цена увеличилась до 10 процентов и новые работы соответствуют условиям ст. 49 ГрК. Основание — п. 1 ст. 744 ГК, ч. 3.8 ст. 49 ГрК, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.09.2019 № А11-11287/2018.

Помните, что стороны вправе менять цену государственного контракта, только если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и условиями контракта (ст. 95 Закона №  44‑ФЗ).

Соберите доказательства, что заказчик согласился на дополнительные работы

В случае если заказчик отказывается заключать дополнительное соглашение об увеличении цены контракта, например, в ситуации, когда стоимость работ превышает установленную Законом №  44‑ФЗ, заручитесь документами, чтобы подтвердить согласие заказчика на дополнительные работы. Практика показывает, что согласование заказчиком выполнения дополнительных работ может быть получено в разных формах.

К примеру, в суде подрядчик доказал, что выполнил дополнительные работы по поручению заказчика, которое тот изложил в письме (постановление ФАС Московского округа от 13.08.2012 №  А40-60947/11-89-399).

Согласие заказчика на дополнительные работы подтвердят также утвержденные им локальные сметные расчеты на дополнительные работы (определение ВС от 18.09.2020 №  А78-8171/2018, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.02.2020 по делу №  А48-3763/2018). Доказательством станут и акты о необходимости дополнительных работ, переданная подрядчику рабочая документация (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.07.2019 №  А59-5586/2018).

На данном этапе необходимо детально оценить перспективы судебного спора, исходя из конкретных обстоятельств дела и объема подтверждающих согласие заказчика доказательств. Возможно, безопаснее будет отказаться по выполнения работ и расторгнуть контракт. В противном случае рискуете получить больший объем работ, который не оплатят.

Обратитесь в суд, если заказчик отказывается оплачивать дополнительные работы

Обращайтесь в суд, если государственные и муниципальные заказчики отказываются заключить дополнительное соглашение и оплачивать дополнительные виды и объем работ. Имейте в виду, что на данный момент судебная практика является неоднозначной. Ранее судьи не поддерживали подрядчиков, если сторонами не было заключено дополнительное соглашение. Суды ссылались на позицию Президиума ВАС, которую он озвучил в постановлении от 28.05.2013 №  А40-37822/12-55-344. Тогда Президиум решил, что работы, которые фактически выполнил подрядчик, не являются для заказчика неосновательным обогащением, поскольку выполнены подрядчиком при явном отсутствии обязательства. При этом суды распространяют данный подход как на случаи выполнения работ без государственного контракта в принципе, так и на случаи выполнения дополнительных работ без соглашения сторон.

Однако в 2017 году Верховный суд указал нижестоящим инстанциям, что, рассматривая подобные споры, необходимо учитывать специфику отношений в строительной отрасли, которая в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения контракта дополнительных работ. Верховный суд отметил, что заказчик должен заплатить за допработы, которые были необходимы и на которые он согласился. Последующий отказ в оплате таких работ создает для заказчика возможность извлечения преимущества из своего недобросовестного поведения, что противоречит п. 4 ст. 1 ГК (п. 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС 28.06.2017).

Верховный суд определил критерии, которым должны соответствовать дополнительные работы, чтобы подрядчик смог потребовать их оплату. Первый — невыполнение дополнительных работ грозит годности и прочности результата. Второй — работы объективно не могли быть учтены в технической документации, однако без них нельзя продолжить начатые работы, приступить к следующему этапу или ввести объект в эксплуатацию. Также суд отметил, что все дополнительные работы должны быть согласованы с заказчиком. Докажите, что дополнительные работы соответствуют критериям.

Подрядчику важно доказать, что дополнительные работы соответствуют указанным выше критериям. Например, довод о необходимости выполнения дополнительных работ для ввода объекта в эксплуатацию может быть подтвержден выводами строительно-технической экспертизы. Как доказательство согласования работ используйте все документы, которые есть у вас в наличии. Повышает шансы на взыскание прямое письменное согласие на выполнение работ. Косвенно подтвердить согласие заказчика на выполнение дополнительных работ помогут:

  • двусторонний акт о необходимости выполнения дополнительных работ;
  • протоколы совместных технических совещаний, в которых заказчик подтверждает необходимость дополнительных работ.

Возьмите во внимание выводы Верховного суда. В мае 2021 года он поддержал решение суда первой инстанции, который удовлетворил требование компании-подрядчика и взыскал долг. Истец требовал оплату по муниципальному контракту (определение ВС от 24.05.2021 № 305-ЭС20-15344 по делу №  А41-95103/2019).

По мнению суда, факты указывали на то, что заказчик знал, но не исполнил свои обязательства и не оплатил подрядчику выполненные дополнительные работы. В частности, подрядчик известил заказчика о необходимости провести допработы, стороны совместно осмотрели объект и составили дефектный акт, в котором заказчик признал необходимость дополнительных работ, между сторонами был заключен договор на корректировку проектно-сметной документации. Также о дополнительных работах заказчик сообщил собственнику своего имущества, который в свою очередь предпринял действия по выделению дополнительных денежных средств.

Помните, что чем больше будет доказательств, тем выше шансы отстоять свою позицию. Поэтому критически важно обеспокоиться формированием необходимых документов сразу, как только стало известно о необходимости дополнительных работ.



С полной версией статьи Вы можете ознакомиться на сайте журнала Корпоративный юрист.

С перечнем услуг фирмы можно ознакомиться здесь.




Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение