+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

29
февраля
2016

Регулируемое ценообразование как способ защиты конкуренции

Евгений Родин, Партнер, руководитель Практики "Ресурсы. Промышленность. Реструктуризация"

Родин_Энергорынок_Регулируемое ценообразование как способ защиты конкуренции_02.2016

Скачать файл
Файл добавлен 29.02.2016
Презентация .pdf (58 Кб)

Регулирование цен — это норма для современной мировой экономики. Большинство стран регламентируют (устанавливают) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства.

Государство всегда и во все времена оказывало ключевое влияние на функционирование экономики и вследствие этого — на становление общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной составляющей экономического развития.

С помощью ценового регулирования государство имеет возможность воздействовать на цены таким образом, чтобы контролировать оборот тех или иных товаров. Посредством сдерживания цен государство может повысить или ограничить предложение отдельных видов продукции. К примеру, власти с помощью ценового регулирования обеспечивают доступность социально значимых товаров (например, лекарственных средств) и, наоборот, лимитируют оборот других товаров (например, алкогольной продукции).

Наиболее существенным с точки зрения управления экономикой является регулирование естественных монополий. В этих отраслях конкуренция невозможна или неэффективна, поэтому чтобы предупредить потенциальные злоупотребления своей рыночной силой со стороны субъектов естественных монополий (например, завышение цен на продукцию или сокращение объемов производства), нужно государственное регулирование. 

Политика регулирования цен в сфере естественных монополий прежде всего необходима для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста. Однако не менее важной функцией государственного ценового регулирования естественных монополий является защита конкуренции.

Если вспомнить легальное определение понятия "естественная монополия", приведенное в ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", то может возникнуть вопрос, о какой защите конкуренции может идти речь в сфере, где конкуренция попросту не нужна.

Напомним, естественной монополией закон называет такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Как известно, цена является главным инструментом конкурентной борьбы. В развитой конкурентной среде цена выступает как механизм регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Также при острой конкуренции цена оказывает прямое стимулирующее воздействие, которое заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

На рынках с повышенной степенью монополизации производители могут непосредственно "варьировать" формирование и движение цены. Так, монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это делается в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив его прежнюю стоимость. В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а поднять цену. В итоге цена теряет свое качество как результат действия спроса и предложения.

Конкуренция является особой силой, побуждающей предприятия к стремлению постоянно предлагать лучшую цену потребителям и таким образом отвоевывать свою долю рынка. Но если такой фактор, как конкуренция, отсутствует, предприятия становятся инертными, поскольку отпадает необходимость бороться за потребителя — спрос и так обеспечен тем, что у потребителей попросту нет выбора.

Таким образом, в условиях естественной монополии защита конкуренции выражается в том, что государство через систему административных и экономических мер искусственно создает то самое давление на производителей, которое при развитой конкуренции формирует рынок.

Ценовое регулирование является самым распространенным способом воздействия на естественные монополии. Во всех странах мира естественные монополии в той или иной степени подвергаются государственному ценовому регулированию.

Если упростить, то вся суть государственного ценового регулирования естественных монополий сводится к тому, что государство должно поддерживать такой уровень цен на продукцию естественных монополий, который будет одновременно максимально приближен к предельным издержкам монополиста, но вместе с тем будет достаточен для получения прибыли.

При этом должен работать ключевой принцип тарифного регулирования — баланс интересов поставщиков и потребителей регулируемых товаров и услуг. Поставщики имеют право на покрытие всех своих издержек, а потребители — на предельно низкую цену.

На практике соблюдение этого принципа достигается путем обязательной оценки регулирующими органами обоснованности издержек регулируемых организаций (в том числе инвестиционных).

Подобная система ценового регулирования как способ защиты конкуренции имеет один серьезный недостаток — отсутствие механизмов, стимулирующих к повышению эффективности регулируемых организаций. Нет необходимости сдерживать рост издержек, поскольку они покрываются за счет регулируемой цены.

Безусловно, существует масса методов для повышения эффективности монополистов, начиная от принудительного установления и административного контроля показателей эффективности и заканчивая принудительной демонополизацией рынков, однако ни один из них не может дать такой отдачи, какой развитая конкуренция.

В Российской Федерации с недавнего времени на федеральном уровне функции ценового регулирования естественных монополий были переданы Федеральной антимонопольной службе. В мировой практике подобный ход нельзя назвать типичным. Как правило, антимонопольные органы осуществляют надзор за ценообразованием в целях недопущения монопольно высоких или монопольно низких цен. Регулируемые цены (тарифы) на продукцию естественных монополий устанавливают специальные комиссии.

Вместе с тем наделение антимонопольной службы полномочиями в области тарифного регулирования может принести ощутимые плоды. Сосредоточение ключевых полномочий по контролю естественных монополий в руках одного государственного органа исполнительной власти позволяет исключить двойной контроль и связанную с этим "разрывность" регулирования.

Кроме того, антимонопольный орган неизбежно будет стремиться отойти от традиционных методов ценового регулирования и оценивать не экономическую целесообразность цены, а возможность предложения такой же цены более эффективным конкурентом, если бы таковой существовал.

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшнем этапе развития экономических отношений естественные монополии неизбежны как явление. Однако постоянное развитие подходов к регулированию естественных монополий, основанных на постепенном внедрении элементов конкурентных отношений, со временем непременно приведет к тому, что эффективность естественно-монопольного сектора экономики не будет уступать конкурентному.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение