+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

5
ноября
2014

Комплексное влияние

Юрий Иванов, Руководитель Налоговой практики

VEGAS LEX_Иванов_эж-Юрист_11.2014

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (190 Кб)

Действовавший с 2011 года особый порядок возбуждения уголовных дел по указанным преступлениям отменен. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела являются не только материалы, переданные налоговыми органами, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Закон № 308 ввел новый порядок взаимодействия с налоговыми органами на стадии до возбуждения уголовного дела, предусматривающий направление материалов в налоговый орган (через вышестоящий налоговый орган) для последующего получения заключения и иной информации от налогового органа по указанным материалам. Однако данные положения представляются фактически бездейственными:

n   новые положения УПК РФ предусматривают не проверку налоговым органом правильности расчета или оснований привлечения к ответственности по существу, а лишь сообщение информации о том, проводилась ли ранее налоговая проверка с исследованием обстоятельств, указанных в сообщении о преступлении, и проводится ли такая проверка в настоящий момент;
n   новые положения УПК РФ не связывают действия следователей и возможность возбуждения уголовного дела ни с ответом, полученным от налогового органа, ни с самим фактом получения такого ответа;
n   направление материалов в налоговый орган формально предусмотрено лишь для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания (в частности, из ОВД). Направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.

Более того, согласно Решению ВС РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу.

Необходимо отметить, что данный порядок взаимодействия не распространяется на дела о сокрытии денежных средств и иного имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам.

Закон № 308 исключил полномочия органов дознания, к которым относятся и органы внутренних дел, по возбуждению и прекращению (с согласия прокурора) уголовных дел по ст. 198–199.1 УК РФ.

Однако введенные изменения полностью не исключают возможности осуществления различных мероприятий органами внутренних дел как по поручению следователей, так и самостоятельно в рамках проверки сообщений о преступлении.

Внесенные Законом № 308 изменения оказывают комплексное влияние на уголовное производство и опосредованно на ведение бизнеса:

n   практически безгранично расширяют круг лиц, имеющих возможность инициировать возбуждение уголовного дела;
n   существенно расширяют перечень материалов, которые могут стать основанием для возбуждения уголовного дела;
n   расширяют перечень государственных органов, способных оказать влияние на возбуждение уголовных дел;
n   усложняют и делают менее надежным механизм освобождения от уголовного преследования при уплате суммы недоимки, пеней и штрафов.

Также возможный «разворот последовательности» (при котором не следствие будет основываться на решении налогового органа и материалах налоговой проверки, а налоговая проверка будет проводиться на основании возбужденного уголовного дела) налоговых и следственных мероприятий может сделать рабочим подп. 3 ст. 122 НК РФ, который предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика в размере 40% от суммы умышленно неуплаченного налога (сбора), а не 20%, который сейчас повсеместно применяется налоговыми органами даже в делах «по аффилированным однодневкам».


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение