+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

14
марта
2014

Производство вооружений отдадут в концессию

Формы государственно-частного партнерства, оправдавшие себя в гражданском секторе, будут распространять и на военно-промышленный комплекс. Пионером станет Объединенная авиастроительная корпорация, готовая выделить малому и среднему бизнесу на аутсорсинг производство комплектующих для импортозамещения.

Взять и сделать

Можно ли производить вооружение, военную и специальную технику, комплектующие и материалы для оборонно-промышленного комплекса на основе партнерства с частными инвесторами? А тем более в рамках, не опробованных пока в России, договорных форм государственно-частного партнерства (ГЧП)? До последнего времени для России этот вопрос оставался риторическим, но первые результаты внедрения механизмов ГЧП в гражданской инфраструктуре (дорогах, социальной инфраструктуре, энергетике), опять делают его актуальным. Об этом шла речь на выездном заседании совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по  развитию ГЧП в рамках инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП-2014».

Напомним, что в Госдуму внесен законопроект о ГЧП, который создает правовую основу для долгосрочного сотрудничества государства и частного бизнеса на принципах ГЧП, когда частный инвестор не просто создает объект, но и осуществляет его эксплуатацию в долгосрочной перспективе, при этом привлекает в проект собственные средства. Речь идет не только о строительстве автодорог, мостов, социальных, коммунальных и культурных объектов, но и о объектах промышленной инфраструктуры, в том числе, инфраструктуры ОПК. Помимо этого планируется внесение изменений в концессионное законодательство, которые позволит распространить данную модель в том числе и на объекты военно-промышленной инфраструктуры.

Справка

До сих пор в России широкое распространение получила только одна форма ГЧП – концессионные соглашения. В концессиях инвестор строит, например, дорогу почти полностью за свой счет и возвращает инвестиции через 20-40 лет в основном за счет взимания тарифа за проезд, после чего передает объект в собственность государства. В отличие от прямых закупок в концессиях государство выигрывает во времени и цене: продавец резко снижает издержки на производство и обслуживание поставленного товара при большей гарантии их качества. Законопроект о ГЧП позволит расширить перечень моделей ГЧП, которые можно будет применять в России.

Однако при всей очевидной выгоде государство пока не решалось на концессию или иные формы ГЧП. Единственная форма ГЧП, которая на данный момент активно внедряется Минобороны России и Минпромторгом России, является контракт жизненного цикла.

«Во всех развитых странах министерства обороны, МЧС, МВД заказывают продукцию у бизнеса на основе ГЧП, но у нас это не так, - говорит Альберт Еганян,  председатель совета партнеров консалтинговой компании VEGAS LEX. – Но в этом можно увидеть и плюс. Он в том, что мы в части ОПК можем избежать всех ошибок, которые допустили министерства и ведомства при организации первых ГЧП-проектов в гражданской сфере». Но, по мнению Еганяна, в России обычно и государственные заказчики, и инвесторы не решаются что-либо предпринимать, пока не создана правовая основа, не сформировано соответствующее законодательство.

«Мифотворчество оттеняет возможность запуска пилотных проектов с бюджетными деньгами, которые уже есть. Но надо просто брать и делать, - говорит Еганян. - Практика показывает, что если отобрать ряд проектов, то выяснится, что для половины из них ничего менять в законе и не надо, для другой полвины – надо менять законы, но зато мы уже будем точно знать, какие именно».

Заинтересовалась даже Северная Корея

Рабочая группа по законодательному обеспечению ГЧП совместно с Центром развития ГЧП в рамках поручения Михаила Абызова разработала для совета ВПК модели использования форм государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе и впервые презентовал ее экспертному сообществу. Предполагается, что в дальнейшем эти модели будут проработаны вместе с Минобороны и Минпромторгом России и учтены при доработке Концепции внедрения ГЧП в ОПК, утвержденной Военно-промышленной комиссией.

«Проанализировав ситуацию, мы выяснили, основным тормозом для дальнейшего внедрения ГЧП в ОПК является терминологическая неопределенность - говорит Максим Ткаченко, директор департамента исследований и организационно-аналитической деятельности Центра развития ГЧП.- В рамках Концепции под ГЧП понимается практически любая форма участия бизнеса в реализации государственного оборонного заказа и любая форма господдержки такого участия. В рамках проекта ФЗ под ГЧП понимается исключительно проекты, в которых есть соинвестирование и распределение рисков, и в которых частный инвестор создает и эксплуатирует объект недвижимости в рамках соглашения о ГЧП».

То есть участие в создании вооружения, военной и специальной техники по закону пока проблематично. «Кончено, частные компании не смогут создавать танки и самолеты, но нам надо, чтобы закон допускал их участие в создании материалов и комплектующих на основе форм ГЧП при взаимодействии с головными предприятиями, », - говорит Ткаченко.

Также частники должны иметь законодательную возможность и прозрачные правила участия в создании производств продукции двойного назначении, а также в разработке прорывныхы технологий на принципах ГЧП.

«Предприятие за свой счет делает разработку, предоставляет Минобороны опытный образец, и если он соответствует тактико-техническим характеристикам, то Минобороны  включает данное ВВСТ в госзаказ. Сейчас уже, кстати, есть соответствующий порядок, утвержденный ВПК, в ближайшее время может появиться аналогичный документ на уровне Правительства».

Наконец, когда вступят в силу изменения в концессионное законодательство, будет возможно применять концессионную модель и для развития инфраструктуры системы ОПК.

«В Японии, США, Корее, Канаде очередь стоит за участие в проектах ГЧП в сфере ОПК, даже Северная Корея уже направила запрос своим партнерам с просьбой разъяснить, что такое ГЧП и почему это выгодно», - говорит Альберт Еганян.

В этой части показателен опыт США, где в последние годы все заказы на космическую продукцию и услуги должны быть предложены в первую очередь малому и среднему бизнесу и только потом крупным и госпредприятиям. Отчасти с такой политикой связан успех компании «Спейс-Икс» Элона Макса, создавшей самую дешевую при равных характеристиках ракету «Фалькон-9». Практика показала, что за счет сотрудничества с более эффективными частными компаниями можно сэкономить бюджетные средства, в том числе в сфере ОПК. Это особенно актуально для России, где по госпрограмме вооружения на модернизацию и техническое перевооружение предприятий ОПК до 2020 года выделено 20 триллионов рублей.

«К сожалению, в стратегии развития наших госхолдингов нет определенности – являются ли они только исполнителями госзаказа или же еще и институтом развития, - говорит Альберт Еганян. - Если институты развития, то им необходимо работать с частными исполнителями, выступать со стороны публичного заказчика в проектах ГЧП. Но чтобы они были в этом заинтересованы, нужна и политическая воля в том числе».

ОАК отдаст частникам миллион человекочасов

Первой заинтересовалась во взаимодействии с частным бизнесом в рамках ГЧП проявило ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). В настоящее время совместно с Ассоциацией технопарков в сфере высоких технологий ОАК планирует участвовать в создании Центров коллективного пользования (ЦКП), на базе которых будут работать частные компании. Как сообщил «Эксперт Online» член совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по развитию государственно-частного партнерства, руководитель рабочей группы по реализации пилотных проектов Андрей Шпиленко, впоследствии госкорпорация передаст предприятиям на аутсорсинг производство комплектующих.

«Совет ВПК может, не дожидаясь принятия закона о ГЧП, применить другие варианты взаимодействия с ОПК. Сегодня ОАК представила четыре проработанных проекта, - поясняет Шпиленко. - Суть в том, что корпорация готова провести реструктуризацию своих предприятий и на одной их части сосредоточить конкурентные преимущества свои – это сборка в основном. А другое направление может отдать малому бизнесу на аусторсинг. Тогда малому бизнесу будут гарантированы заказы на долгую перспективу. А перспективы большие. Один только ОАК готова передать их на миллион человекочасов».

Речь идет в основном о производстве комплектующих для оборонной продукции, а также для самолетов семейства Sukhoi Superjet 100, которые во многом состоят из импортных деталей. Как пояснил «Эксперт Online» источник в ОАК, в основном такая задача стоит для завода корпорации в Комсомольске-на-Амуре, где ОАК испытывает большую потребность в кадрах в связи с расширением производства самолетов. Однако заказы малому бизнесу будут переданы еще не скоро. Проблема в том, что сейчас для получения заказа, в том числе и оборонного, предприятию надо приобрести свое оборудование, наладить технологию, на что порой уходит до двух лет. Но бесплатно работать два года никто не пожелает.

«Вот здесь мы и предлагаем в рамках ГЧП создать совместно с ОАК и государством сеть ЦКП, на которых сразу несколько предприятий будут отрабатывать технологии для производства разных деталей, - поясняет Андрей Шпиленко. – Это позволит им быстрее скооперироваться, быстрее отработать технологию. Наконец, это большое сокращение издержек, поскольку оборудование будет загружено круглосуточно».

В настоящее время рабочая группа по ГЧП совета ВПК направила обращение министру экономического развития Алексею Улюкаеву с тем, чтобы поддержать создание таких технопарков за счет резервов, направляемых на поддержку малого и среднего бизнеса.

«Вслед за ОАК такими проектами заинтересовались Роскосмос и Объединенная судостроительная корпорация, - уверяет Андрей Шпиленко. – Но они пока присматриваются, как это получится у ОАК. Хотя потребность в реструктуризации своих предприятий, сокращении издержек для снижения себестоимости продукции у них большая».

Законы должны тянуться за проектами

Председатель комитета по научно-техническому и инновационному предпринимательству ТПП Московской области, директор СКТБ «Техплазма» Владимир Демидов тоже считает, что у малого и среднего бизнеса большие возможности для участия в ОПК.

«Когда в начале девяностых госзаказ свернули, многие высококвалифицированные кадры разбежались, создали свои предприятия. А теперь крупное производство наращивается, обучать некогда и некому, а малые предприятия как раз обладают такими компетенциями, к тому же у них производство намного экономичнее, чем у крупных предприятий», - говорит Владимир Демидов.

По его словам, вице-премьер и куратор ОПК Дмитрий Рогозин уже поручил создать рабочую группу по выведению на аутсорсинг для малого и среднего бизнеса части заказов. Однако здесь та же проблема – Минэкономразвития пока в этом не участвует. Александр Ляшенко, председатель совета директоров ОАО «Тантал» видит и другие проблемы участи бизнеса в ОПК: «В первую очередь это получение лицензий и сертификатов Минобороны, без них никто даже рассматривать не будет участие малого бизнеса в оборонзаказе, - говорит Александр Ляшенко. – К тому же у Минобороны по госзаказу обычно предусмотрена рентабельность не выше 10 процентов, а этого недостаточно в случае, например, если требуется разработка НИОКР. Мы вот за свой счет делаем НИОКР, а может ли это себе позволить малое предприятие?»

ОАО «Тантал» производит высокочастотную аппаратуру для военной техники (радары, средства радиоэлектронной борьбы для авиации и флота).

«Мы не прочь со своей стороны участвовать в ГЧП-проектах, но они не должны подменять госзаказ, а быть дополнением в других видах продукции, - считает Ляшенко. – Но здесь возникает другая проблема. Те же контракты жизненного цикла рассчитаны на тридцать лет, а бюджет Минобороны на госзаказ планирует на три года максимум. Как можно в таки условиях просчитать экономику длительного проекта?»

Впрочем, как заверил заместитель министра экономического развития Сергей Беляков, наряду с законопроектом о ГЧП готовятся поправки и в другие законы, в том числе в Бюджетный кодекс, что позволит предусмотреть подобные проблемы. По мнению президента и генерального конструктора ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» Гиви Джанджавы, с длительностью проектов ГЧП в оборонном комплексе могут быть связаны и другие проблемы: «Вооружение модернизируется за свою жизнь раз пять, порой очень видоизменяется, - говорит Гиви Джанджава. – Поэтому в законодательстве и в проектах контрактов жизненного цикла надо это предусмотреть, иначе не возможно будет работать с высокотехнологической продукцией. Ведь в обороне постоянно возникают новые вызовы».

Антон Пешков, директор группы по работе с инфраструктурными проектами и проектами ГЧП консалтинговой компании КПМГ считает, что все загвоздки с законодательством можно решать по ходу реализации проектов: «Мы сейчас в Казахстане сопровождаем новый для них и обкатанный для России проект создания платной автодороги. Они тоже сталкиваются с проблемами в законах. Но там это решается так: изменения в законе принимаются, а проект не останавливается. Таким образом, законы должны подтягиваться за проектами, а не наоборот, - говорит Антон Пешков. – Поэтому я вполне согласен с тем, что не ждать готовой нормативной базы, которая без реализуемых проектов всегда будет несовершенна. Надо просто брать и делать».

Александр Лабыкин



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение