+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

14
января
2014

Налоговые достижения

Юрий Иванов, Руководитель Налоговой практики

VEGAS LEX_Иванов_Корпоративный юрист_01.2014

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (363 Кб)

Какими изменениями в налоговом законодательстве был богат прошедший год?
На какие новеллы, вступившие в законную силу, налогоплательщикам следует обратить особое внимание?

Первая часть налогового кодекса РФ
Отправление корреспонденции по юридическому адресу

С 1 августа 2013 г. Вступили в силу положения НК РФ, согласно которым налоговые органы будут направлять все документы, используемые при реализации своих полномочий, по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ и ЕГРН
 (Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»; далее – Закон № 134-ФЗ).
Ранее в НК РФ не указывалось, по какому адресу налоговый орган должен отправлять документы, в т.ч..:
_ уведомления о рассмотрении материалов проверки;
_ требования о представлении документов;
_ требования об уплате налогов и др.
В результате на практике часто возникали спорные ситуации, связанные с направлением налоговым органом документов только по юридическому или только по фактическому адресу.
Теперь при наступлении неблагоприятных последствий, обусловленных неполучением корреспонденции от налогового органа, налогоплательщик не сможет ссылаться на то, что документы отправлены не по его фактическому адресу.

Постановка на учет налогоплательщиков

С 24 августа 2013 г. Действуют положения, введенные Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
 (далее – Закон № 248-ФЗ), которые устанавливают специальные правила постановки на учет отдельных категорий налогоплательщиков.

1. Иностранные граждане.

В случае необходимости оформления иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу в сокращенные сроки налоговый орган ставит их на налоговый учет по месту пребывания в течение трех дней с момента получения сведений от органа, осуществляющего выдачу разрешения на работу, и в этот же срок направляет последнему информацию о постановке на учет.

2. Управляющие компании закрытых ПИФов, относящихся к категории фондов недвижимости.

Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество последних, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения указанного имущества.

3. Ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков.

Организация – ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков подлежит постановке на учет в налоговом органе, зарегистрировавшем договор о ее создании (т. е. По месту нахождения ответственного участника или месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если он отнесен к данной категории).

4. Организации – участники договора инвестиционного товарищества.

Организация – участник договора инвестиционного товарищества – управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, подлежит постановке на учет в налоговом органе отдельно по каждому договору инвестиционного товарищества.

Информация по счетам физических лиц

С 1 июля 2014 г. Налоговые органы получат право на получение сведений о счетах, вкладах и депозитах физических лиц
 (Закон № 134-ФЗ).
Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица.
При этом налоговые органы в случаях проведения налоговых проверок или истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ вправе запрашивать:

-справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на них;
-выписки по операциям на счетах, вкладам (депозитам) физических лиц;
-справки об остатках электронных денежных средств и их переводе.

Однако для такого запроса необходимо согласие руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа.

В настоящий момент указанная информация представляется только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Банковская гарантия

С 1 октября 2013 г. Расширен перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
 (Закон № 248-ФЗ). К уже существующим способам (залогу имущества, поручительству, пени, приостановлению операций по счетам в банке и аресту имущества) добавлена банковская гарантия. Новая норма устанавливает специальные требования как к самой банковской гарантии (форме и содержанию), так и к банку-гаранту.

Арест имущества

С 24 августа 2013 г. действуют положения НК РФ, ограничивающие право налоговых органов на арест имущества
 (Закон № 248-ФЗ). Теперь арест имущества организации может быть осуществлен только после принятия решения о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств и при их недостаточности (отсутствии) или отсутствии информации о счетах.

Также введены положения, предусматривающие право налоговых органов заменить арест имущества на его залог по просьбе налогоплательщика-организации.

Расширение полномочий при камеральной проверке

С 1 января 2014 г. Согласно Закону № 134-ФЗ при проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы получили право запрашивать соответствующие пояснения в случае, если:

-налогоплательщик представит уточненную декларацию или расчет, содержащие меньшую сумму ранее начисленного налога;

-налоговая декларация или расчет были представлены с убытком.

Также с 1 января 2014 г. налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, если он по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, представил уточненную налоговую декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной.

Истребование документов по «встречной проверке»

Уточнены положения ст. 93.1 НК РФ относительно истребования вне рамок налоговой проверки информации о конкретной сделке, которые ранее вызывали много споров. По правилам Закона № 134-ФЗ с 30 июля 2013 г. Налоговый орган вправе истребовать не только информацию о конкретной сделке, но и соответствующие документы.

Ответственность за непредставление сведений о проверяемом лице

С 1 января 2014 г. Законом № 248-ФЗ в ст. 93.1 НК РФ разделена ответственность за непредставление документов и ответственность за непредставление информации о проверяемом лице. Теперь непредставление документов влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, а непредставление информации – ответственность, установленную ст. 129.1 НК РФ.

Ответственность по ст. 119 НК РФ

С 1 января 2014 г. Законом № 134-ФЗ введен штраф за непредставление налоговой декларации, который распространяется не только на налогоплательщиков, но и на иных лиц, обязанных ее подавать (например, налоговых агентов).

Срок представления возражений на акт

С 1 января 2014 г. срок представления письменных возражений на акт налоговой проверки увеличен с 15 дней до одного месяца
 (Закон№ 248-ФЗ).

Срок представления письменных возражений на акт о выявлении налогового правонарушения увеличен с 10 дней до одного месяца.

Ознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки

С 24 августа 2013 г. Согласно Закону № 248-ФЗ налоговый орган должен ознакомить налогоплательщика с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в срок не позднее двух дней до рассмотрения материалов проверки в случае подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.

До внесения данных изменений правоприменительная практика складывалась по-разному, и зачастую налогоплательщик знакомился с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля в день рассмотрения материалов проверки, что ограничивало его возможность представить возражения по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Досудебный порядок обжалования

С 3 августа 2013 г. Вступил в силу новый порядок досудебного обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц
 (Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Теперь до обращения в суд необходимо обжалование не только решений, вынесенных по результатам проверки, но и всех иных актов, действий (бездействия) должностных лиц налогового органа.

С 10 дней до одного месяца увеличен срок апелляционного обжалования налогоплательщиками решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (об отказе в этом), принятых по результатам налоговых проверок.

Одновременно с одного месяца до 15 дней сокращен срок рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалоб на процедурные решения налоговых органов и жалоб на действия (бездействие) их должностных лиц. Сам срок для обжалования данных решений и действий (бездействия) увеличен с трех месяцев до одного года.

Если вышестоящий орган не принял по жалобе решения в установленные сроки, то досудебный порядок считается соблюденным и налогоплательщик может обратиться в суд, не дожидаясь его.

Вторая часть налогового кодекса РФ

Определение НДС при предоставлении бонуса (премии, скидки)

Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения”»
 (далее – Закон № 39-ФЗ) в ст. 154 НК РФ устранена правовая неопределенность в части определения налоговой базы по НДС в случаях предоставления покупателям бонусов (премий, скидок) за выполнение ими определенных условий договора, включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг).

С 1 июля 2013 г. Налоговая база по НДС подлежит корректировке при предоставлении поощрительных премий покупателю только в том случае, если из условий договора будет прямо следовать, что поощрительные премии изменяют стоимость товара.

Ранее Президиум ВАС РФ в Постановлении от 07.02.2012 № 11637/11 по делу № А40-56521/10-35-297 разрешил данную проблему посредством отнесения выплачиваемых продавцом товаров и непосредственно связанных с их поставками премий к торговых скидкам. При этом цена договора изменялась, и, следовательно, продавцу и покупателю было необходимо скорректировать суммы НДС, уплаченные и принятые к вычету, что создавало определенные неудобства налогоплательщикам.

Исчисление НДС в случае изменения стоимости отгруженных товаров

Законом № 39-ФЗ внесены изменения в п. 10 ст. 154 НК РФ, касающиеся действий продавца, связанных с повышением первоначальной цены поставки из-за увеличения стоимости или количества товара. В этих случаях продавец попрежнему будет выписывать корректировочный счет-фактуру, однако увеличивать налоговую базу станет в периоде, когда была изменена стоимость и выставлен корректировочный счет-фактура.

До внесения указанных поправок продавец увеличивал облагаемую базу в периоде, которым были датированы поставка и исходный счет-фактура. Благодаря данной новелле продавец больше не должен начислять и уплачивать соответствующие пени.

При этом для покупателя новшества не предусмотрены. Он, как и прежде, регистрирует корректировочный счет-фактуру в книге покупок за период, когда у него в наличии будут одновременно и корректировочный счет-фактура, составленный не ранее трех лет назад, и первичный документ на изменение условий поставки. Именно в этом периоде у покупателя появляется право на вычет разницы между исходным и увеличенным НДС.

Выставление единого корректировочного счета-фактуры

С 1 июля 2013 г. Поставщики получили возможность выставлять единый счет-фактуру по нескольким исходным счетам-фактурам
 (Закон № 39-ФЗ).

Ранее единые корректировочные счета-фактуры в НК РФ прямо не были предусмотрены. При этом ВАС РФ в Решении от 11.01.2013 № 13825/12 исходил из того, что по каждому исходному счету-фактуре необходимо оформить отдельный корректировочный счет-фактуру.
 

Налоговая декларация по НДС в электронной форме

С 1 января 2014 г. В соответствии с требованиями Закона № 134-ФЗ налогоплательщики по НДС, а также лица, не являющиеся таковыми, но выставляющие счета-фактуры, обязаны предоставлять в налоговые органы налоговые декларации в электронной форме.

Заявление на возврат или зачет НДС

С 1 октября 2013 г. Введено положение, согласно которому специальный порядок возврата и (или) зачета НДС, предусмотренный ст. 176 НК РФ, применяется только в том случае, если налогоплательщик подал соответствующее заявление в налоговый орган до вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). В случае если такое заявление не подано в указанный срок, применяется общий порядок возврата и (или) зачета налога, установленный ст. 78 НК РФ, который, в частности, предусматривает более длительный период его возврата (продолжительностью один месяц).

НДФЛ

С 1 января 2014 г. Федеральным законом от 23.07.2013 № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.

Имущественный налоговый вычет при приобретении жилья разделен на два отдельных вида:

- вычет в сумме расходов на приобретение или строительство жилья (он теперь может осуществляться при приобретении налогоплательщиком не одного, а нескольких объектов недвижимости). Общая сумма налогового вычета по всем объектам не может превышать 2 млн руб.;

-вычет в сумме расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья (он может быть предоставлен только в отношении одного объекта недвижимости). Размер данного налогового вычета ограничен суммой 3 млн руб.
Также в НК РФ введено положение, согласно которому налогоплательщик может получать имущественный налоговый вычет при приобретении жилья в собственность своих детей (подопечных) в возрасте до 18 лет. Данное изменение внесено в соответствии с Постановлением КС РФ от 01.03.2012 № 6-П.

Удержание НДФЛ и налога на прибыль налоговым агентом

С 1 января 2014 г. Федеральным законом от 02.11.2013 № 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводится новый порядок исчисления и удержания налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в отношении доходов, полученных иностранными лицами в виде дивидендов по акциям российских компаний. Так, если НК РФ или международным договором РФ предусмотрены пониженные налоговые ставки, применение которых зависит от соблюдения каких-либо установленных указанными нормативными актами условий, то налоговый агент исчисляет и уплачивает сумму налога, исчисленную без учета таких специальных условий. Возврат излишне уплаченного налога осуществляется при подтверждении налогоплательщиком оснований для применения пониженной налоговой ставки.

Также вводится механизм исчисления и уплаты НДФЛ и налога на прибыль организаций по муниципальным и государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов РФ с централизованным хранением, а также эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением или выпущенным после 1 января 2012 г. Правила применяются налоговыми агентами в отношении доходов, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. Исчисление и уплата налога будет осуществляться налоговым агентом на основании представленной информации о фактическом получателе дохода. Если она не будет представлена, то налоговый агент должен удержать налог по ставке 30%, причем последняя применяется в отношении как физических лиц при удержании НДФЛ, так и организаций при удержании налога на прибыль. Данное правило не распространяется на доходы по ценным бумагам, освобожденные от уплаты налогов согласно НК РФ или международному соглашению об избежании двойного налогообложения, либо в случае, если для таких выплат предусмотрена ставка 0% или налоговый агент не исчисляет и не удерживает с них налог.

Транспортный налог

С 1 января 2014 г. вводятся повышенные коэффициенты (от 1,1 до 3) к существующим налоговым ставкам
 (Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Повышенные коэффициенты предусматриваются в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 млн руб. И зависят как от срока с момента выпуска автомобиля, так и от его средней стоимости, определяемой Минпромторгом России.

Налог на имущество организаций

Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предполагают определение налоговой базы по налогу на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости, установленной в отношении некоторых видов объектов недвижимого имущества, включая:

- административно-деловые и торговые центры, а также помещения в них;

-нежилые помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

-объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не связанные с их деятельностью через постоянное представительство.

При этом новый порядок определения налоговой базы коснется и зданий (строений, сооружений), фактически используемых как деловые и торговые центры. Критерием признания их таковыми будет указание в кадастровом паспорте или документах технического учета (инвентаризации) не менее 20% общей площади как предназначенной для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо ее фактическое использование для размещения таких объектов.

В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Новый порядок определения налоговой базы вступил в силу с 1 января 2014 г., однако начало применения новых положений налогоплательщиками на практике зависит от даты опубликования результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в соответствующем субъекте РФ.

Судебная практика

27 августа 2013 г. было опубликовано долгожданное Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», которое можно назвать историческим.

В данном Постановлении рассмотрены 82 наиболее актуальных вопроса, связанных:

-с исполнением налогоплательщиками и налоговыми агентами обязанностей по уплате налогов;

-проведением налоговых проверок и обжалованием их результатов;
 

-иным взаимодействием налогоплательщиков и налоговых агентов с налоговыми органами.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение