+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

13
января
2012

Представительские расходы и НДС / Обзор судебной практики по некоторым вопросам налогообложения иностранных организаций

Коллектив авторов, VEGAS LEX

VEGAS LEX_Новая адвокатская газета_01.2012

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (181 Кб)

Не все вопросы, связанные с налогообложением иностранных компаний, имеют четкие ответы в Налоговом кодексе РФ. В этой связи на первый план выступает судебная практика, которая формирует позицию судов по изложенным ниже основным вопросам в спорах налогоплательщиков с налоговыми органами.

В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.Таким образом, отделения иностранных организаций, осуществляющие деятельность в России, с полным основанием могут ожидать в 2012 г. выездной налоговой проверки в свой адрес за предыдущие три налоговых периода, то есть за 2009–2011 гг.

1. Налог на прибыль предприятий и организаций

1.1. Возможно ли включить в состав затрат, относимых к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, расходы на изготовление визитных карточек? 

Налоговый кодекс РФ не содержит прямого ответа на данный вопрос. В связи с этим, в практике, в том числе, судебной, сформировалось несколько порой диаметрально противоположных позиций.

Согласно первой из них, официальной, затраты на изготовление визиток нельзя учесть в целях налогообложения прибыли как рекламные расходы, поскольку они не отвечают понятию рекламы в силу того, что они предназначены для конкретных лиц (см. письмо Минфина РФ от 29 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/801). В то же время некоторые арбитражные суды занимают более либеральную позицию, полагая, что расходы на изготовление визитных карточек, которые содержат информацию об объекте рекламирования организации, относятся к рекламным и могут учитываться в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 октября 2008 г. № А33-14100/07-Ф02-5023/08 по делу № А33-14100/07; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2005 г. № А33-2033/05-Ф02-4638/05-С1). И, наконец, Московский судебный округ полагает, что для учета в составе расходов организации затрат на изготовление визитных карточек визитные карточки должны изготавливаться для физических лиц – работников данной организации для выполнения ими своих служебных обязанностей в интересах организации.

Таким образом, если организация оплачивает расходы по изготовлению визитных карточек работникам для выполнения ими служебных обязанностей в интересах организации, то подобные расходы учитываются на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, но при соблюдении требований, установленных в п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом визитные карточки должны быть изготовлены для сотрудников, в должностных инструкциях которых указано, что поддержание контактов с другими организациями входит в круг их служебных обязанностей (постановление ФАС Московского округа от 19 февраля 2008 г. № КА-А41/283-08 по делу № А41-К2-22384; постановление ФАС Московского округа от 9 октября 2006 г., 13 октября 2006 г. № КА-А40/8892-06 по делу № А40-71776/05-107-530). 

Поскольку по данному вопросу существуют диаметрально противоположные позиции, а критерии разделения рекламных и прочих расходов довольно расплывчаты, то, по мнению автора, при принятии решения или консультировании клиентов следует ориентироваться на размер таких расходов у клиента, а именно: если расходы на изготовление визиток велики и превышают 1 % выручки от реализации, то можно использовать аргументы в пользу третьей позиции. 

Если же расходы меньше, то все-таки предпочтительнее придерживаться позиции № 2 как более консервативной.

1.2. Можно ли учесть расходы на покупку алкоголя, чая, кофе, сахара, кондитерских изделий, предлагаемых клиентам?

Напомним, что в соответствии со ст. 264 НК РФ к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, к которым относятся, в частности, расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Данный вопрос целесообразно рассмотреть на примере наиболее часто встречающихся частных проблем.  

Читать статью полностью во вложении.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение