+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

15
октября
2008

За незаконное отключение электроэнергии надо отвечать

Коллектив авторов, VEGAS LEX

Ответственность за незаконное прекращение подачи электроэнергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения предусмотрена в уголовном законодательстве в том случае, если прекращение повлекло за собой причинение крупного ущерба, тяжком вреда здоровью или иные тяжкие последствия, например, смерть человека. При отсут­ствии таких последствий незаконные действия по отключению различных объектов от источников жизнеобеспечения правонарушением на законодательном уровне не признано. Поэтому группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, согласно которому предла­гается штрафовать должностных и юридических лиц за незаконное прекращение или ограничение подачи электроэнергии.

Правонарушением не могут быть признаны действия по прекращению или ограничению подачи электроэнергии, преду­смотренные действующим гражданским законодательством. В соответствии с ним перерыв в подаче, прекращение или ог­раничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзо­ра неудовлетворительное состояние энер­гетических установок угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. При этом о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Одним из оснований для прекращения и ограничения подачи энергии энерго-снабжающей организацией без согласия покупателя является нарушение сроков оплаты. В этом случае энергоснабжающая организация обязана предупреждать або­нента о прекращении или ограничении подачи энергии и соблюдать порядок прекращения ее подачи, установленный Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнер­гетики.

Законодательством также определен льготный порядок, распространяющийся на организации-потребители, прекраще­ние или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям. Эта же норма распространяется на меди­цинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйст­ва, объекты вентиляции, водоотлива и ос­новные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций, метрополитен. Льготный порядок определяет последова­тельность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (теп­ловой энергии и газа).

Необходимо отметить, что судебная практика не считает отключение потре­бителей из-за неплатежей правонаруше­нием при соблюдении установленного порядка, т.к. такие действия энерго­снабжающей организации основаны на нормах закона.

В Кодексе об административных пра­вонарушениях (далее Кодекс) предусмот­рена гл. 9 «Административные правонару­шения в промышленности, строительстве и энергетике», согласно которой устанав­ливается административная ответствен­ность при повреждении электрически* и тепловых сетей, нарушении правил охраны электрических сетей напряжени­ем свыше 1000 В, ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих орга­нов, непроизводительное расходование энергоресурсов и др.

Авторы законодательной инициативы предлагают дополнить указанную главу нормой, согласно которой незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электроэнергии либо от­ключение их от других источников жиз­необеспечения влекло бы наложение на должностных лиц административного штрафа от тысячи до двух тысяч руб.; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что лишь за прошлый год только в правоохрани­тельные органы, суды Ростовской обл. поступило свыше трехсот обращений на действия энергоснабжающих организа­ций, направленные на частичное или пол­ное ограничение подами электроэнергии, газа и т.д.

Например, ООО «Ростоврегионгаз» и ОАО «Энергосбыт» попытались ограничить подачу газа и электричества муниципаль­ному предприятию «Теплокоммунэнерго», обеспечивающему теплоснабжением зна­чительное количество многоквартирных жилых домов, учреждений здравоохране­ния, образовательных учреждений, в том числе детских дошкольных учреждений; ООО «Сельмашэнерго» ограничило подачу тепла и т.п. Лишь после вмешательства органов прокуратуры и других государст­венных структур данные действия были пресечены. Подобную ситуацию можно наблюдать в целом ряде субъектов РФ.

По мнению авторов законопроекта, в результате действий энергоснабжающих организаций, в основном являющихся мо­нополистами, могут быть нарушены права граждан, юридических лиц, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, мо­гут создаваться неблагоприятные условия для здоровья и безопасности населения. Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях дан­ной категории предлагается возложить на органы государственного энергетического надзора.

Стремление перевести в ранг право­нарушений незаконное ограничение или прекращение поставки электроэнергии имеет под собой основания. Осуществ­ляемое без предусмотренных законом оснований, оно не должно оставаться безнаказанным.

При включении указанной нормы в Ко­декс об административных правонаруше­ниях объектом правонарушения выступит установленный порядок энергоснабжения. Объективную сторону правонарушения составят действия, направленные на не­законное: а) прекращение подачи потре­бителям электроэнергии; б) ограничение подачи им электроэнергии; в) отключение их от других источников жизнеобеспече­ния. Перечисленные действия могут быть связаны с незаконным лимитированием снабжения электроэнергией или другими источниками жизнеобеспечения. Возмож­но и преступное бездействие, например, в случае незаконного отказа виновного лица от эксплуатации источника энерго­снабжения (от подачи энергии в долж­ном объеме). Обязательным признаком объективной стороны правонарушения будут являться средства его совершения: а) электроэнергия; б) другие источники жизнеобеспечения.

Субъектом правонарушения выступят организация и должностные лица, занимающие должность или выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, в круг обязанно­стей которых входит решение вопросов о прекращении, ограничении подачи электроэнергии потребителям либо отклю­чении их от других источников жизнеобес­печения. Субъективная сторона деяния будет выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Наличие статьи, закрепляющей пра­вонарушение,- должно дисциплинировать должностных лиц организаций при приня­тии решения по ограничению или прекра­щению подачи электроэнергии.

Кроме того, необходимо отметить, что лицо, в отношении которого было применено незаконное ограничение или прекращение подачи электроэнергии, не лишено права обратиться в суд за защитой своих интересов. Если лицу был причинен ущерб либо существует упущенная выгода, то в рамках гражданского или арбитраж­ного судопроизводства его права могут быть защищены. Однако, основываясь на судебной практике, можно сказать, что если реальный ущерб доказать в суде не так затруднительно, то с упущенной выгодой будет гораздо сложнее, поэтому, чтобы фактически возместить убытки такого рода, защищать интересы обратив­шегося в суд должны профессиональные юристы.

Таким образом, трудно прогнозиро­вать, будут ли законодательно приняты указанные изменения в Кодексе. Однако, учитывая тенденцию возрастания роли государства на рынке электроэнергетики и в то же время продолжающуюся его либерализацию, введение администра­тивной ответственности за незаконное прекращение подачи электроэнергии было бы логичным индикатором усиления контроля власти.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение