+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

5
сентября
2008

Механизм госгарантирования инвестиций в электроэнергетике: первый опыт

Коллектив авторов, VEGAS LEX

Постановлением Правитель­ства РФ от 22 февраля 2008 г. № 215-р утверждена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики. Целью ее разработки является обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей и полноценное удовлетворение нужд экономики страны в электрической и тепловой энергии, что невозможно без решения главной проблемы отрасли — преодоления де­фицита мощности.

 

Одним из инструментов реализации Генеральной схемы должно стать использование механизма гарантирования инвестиций для финансирования строительства объектов по производству электрической энергии и, соответственно, для формирования перспективного технологического ре­зерва мощностей в условиях прогно­зируемого дефицита в данной сфере.

 

Всего с применением указанного механизма планируется ввести гене­рирующие объекты суммарной мощ­ностью 5 000 МВт.

 

Механизм гарантирования инве­стиций (далее - МГИ) был одобрен По-становлением Правительства России еще в декабре 2005 г.[1] однако реальное использование его началось только в 2007 г. Целью создания МГИ является привлечение инвестиций в строительство новых объектов генерации в регионах с дефицитом мощности или с прогнозируемым возникновением такого дефицита, а также в зонах, где существуют проблемы с поиском инвестора без дополнительных гарантий возврата вложенных средств.

 

Приказом Минпромэнерго РФ в 2006 г. были утверждены Правила[2], в соответствии с которыми по согласо­ванию с Минэкономразвития РФ, Фе­деральной антимонопольной службой России, Федеральной службой по та­рифам РФ и с учетом предложений ор­ганов исполнительной власти субъек­тов РФ определен перечень площадок для строительства энергообъектов с использованием МГИ, объемы генерирующей мощности и сроки ввода в эксплуатацию.

 

Принципы реализации МГИ

 

Основными принципами привлечения инвестиций в строительство генерирующих объектов в соответствии с Правилами являются:

 

а) плановый характер прогнозирования уровня дефицита электрической мощности, связанного с перспективным технологическим резервом и требуемым объемом генерации;

 

б) обеспечение возврата и необходимой прибыльности капитала, вложенного в строительство; такой подход гарантирует инвестору компенсацию его затрат специальными целевыми платежами, порядок и сроки перечисления которых устанавливаются договором на оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей;

 

в) приоритет в сооружении объектов, осуществляющих производство электрической энергии с использованием новейших технологий;

 

г) конкурентный характер отбора инвестиционных проектов;

 

д) ограничение срока применения МГИ, объема установленной мощности и количества площадок; другими словами, законодательство не предполагает использование МГИ бесконечно долго и в отношении строительства каких-то иных объектов, кроме генерирующих, поскольку это льготный механизм покрытия рисков инвесторов именно в данной сфере.

 

Конкурентный характер отбора инвестиционных проектов

 

Выбор инвестора происходит в со­ответствии с Правилами, утвержден­ными приказом Минпромэнерго РФ3.

 

Федеральное агентство по энергетике РФ (Росэнерго) проводит конкурс инвестиционных проектов на основании отдельного приказа Минпромэнерго РФ о строительстве генерирующего объекта на определенной территории с заданными параметрами мощности и сроком ввода в эксплуатацию.

 

К участию в конкурсе допускаются любые российские и иностранные субъекты предпринимательской дея­тельности. Росэнерго, являясь организатором конкурса, формирует конкурсную комиссию из числа своих представителей, а также специалистов Минпромэнерго, МЭРТ, ФАС, ФСТ (от 5 до 11 человек).

 

На первом этапе осуществляется проверка участников на соответствие предварительным квалификационным требованиям согласно закрытому перечню. В частности, рассматривается финансовая устойчивость компании претендента, определяемая величиной уставного капитала, объемом общих и заемных средств, а также основными финансовыми показателями за три предшествующих года.

 

В конкурсной документации может содержаться и дополнительный перечень документов, предоставляемых участником по его желанию, но отсутствие которых не рассматривается как причина для отказа в допуске ко второму этапу конкурса.

 

На втором этапе происходит от­бор инвестиционных проектов, соот­ветствующих требованиям, указан­ным в конкурсной документации, а также рассмотрение, оценка и сопо­ставление технических и финансовых предложений.

 

Техническое предложение каса­ется порядка реализации инвести­ционного проекта и характеристик ге­нерирующего объекта. В финансовом предложении оговариваются вели­чина ежегодной платы за оказание ус­луг по формированию перспективного технологического резерва и формула расчета тарифа на электрическую энергию, производимую генерирую­щим объектом, если в качестве ос­новного топлива будут использоваться газ или иные виды ресурсов (уголь, мазут, гидроресурсы, ядерное топливо, другой источник первичной энергии), в соответствии с параметрами и требованиями, установленными в конкурсной документации.

 

Организатор конкурса и конкурсная комиссия вправе привлекать экспертов, в том числе создавать экспертные советы при конкурсной ко миссии на любом этапе подготовки и проведения конкурсов с целью сопровождения конкурсных процедур и обеспечения обоснованности принятия решений по оценке.

 

Установленная мощность генерирующего объекта, отобранного для строительства по результатам кон курса, не может быть ниже производственных характеристик оборудования предприятий-участников оптового рынка электрической энергии, а именно 25 МВт''. Это связано с тем, что с момента ввода генерирующего объекта в эксплуатацию исполнитель инвестиционного проекта получает статус субъекта ОРЭМ.

 

Среди представленных на конкурс инвестиционных проектов отбира­ется проект с наименьшей стоимо­стью. Данная величина определяется в результате деления прогнозируемой валовой выручки от оказания услуг по формированию перспективного технологического резерва и продажи электрической энергии на величину прогнозируемого совокупного объ­ема произведенной электрической энергии. Итог рассчитывается на пе­риод оплаты услуг по формированию резерва с применением ставки ди­сконтирования. Подробный порядок и условия проведения конкурсов уста­навливаются в конкурсной докумен­тации.

 

По итогам отбора инвестор (по­бедитель), СО ЕЭС5 и Росэнерго заключают трехсторонний договор, проект которого является неотъемлемой частью конкурсной документации. При этом в силу гражданско-правовой природы данного договора окончательный вариант стороны разрабатывают совместно, что позволяет инвестору обусловить принципиальные для него вопросы. В первую очередь в договоре закрепляются обязательства сторон: инвестор должен построить и ввести объект в экс­плуатацию в течение установленного срока, а СО ЕЭС — компенсировать расходы на строительство (также в оговоренное время, но не ранее мо­мента ввода).

 

Порядок возврата инвесторам вложений при строительстве объектов

 

Сооружение каждого генерирующего объекта с помощью МГИ является Приказ Минпромэнерго РФ от 20 июня 2006 г. № 137 "Об утверждении Правил проведения конкурсов инвестиционных проектов на формирование перспектив­ного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии».

 

Сооружение каждого генерирующего объекта с помощью МГИ является предметом отдельного инвестицион­ного проекта.

 

Реализация проектов осущест­вляется инвесторами в форме капи­тальных вложений за счет собствен­ных и (или) привлеченных средств. Возврат средств, направленных на строительство, производится в виде платы за услуги по формированию перспективного технологического ре­зерва, которая перечисляется инве­стору до окончания срока действия за­ключенного с Росэнерго и Системным оператором трехстороннего договора. Кроме того, выплаты происходят с уче­том фактического выполнения обяза­тельств инвестора по поддержанию сооруженных генерирующих объек­тов в состоянии готовности к произ­водству в течение периода, опреде­ленного условиями договора. Поря­док и условия поддержания готовно­сти устанавливаются в соответствии с требованиями планирования и ве­дения Системным оператором элек­троэнергетических режимов ЕЭС Рос­сии, а также с Правилами работы оп­тового рынка электрической энергии (мощности).

 

В случае неисполнения указанных обязательств плата за услуги умень­шается пропорционально разнице между договорным и фактическим пе­риодом готовности генерирующего объекта к производству. При этом для расчета размера указанной платы в часы максимума нагрузок приме­няется штрафной коэффициент, уста­новленный Правилами проведения конкурсов.

 

Следует подчеркнуть, что особен­ностью МГИ в энергетике являются га­рантии возврата вложений: после при­нятия объекта в эксплуатацию в дого­ворной срок инвестору компенси­руется разница между сложившейся на рынке ценой электроэнергии и той сто­имостью, которая необходима для оку­паемости проекта. Требуемые для этого средства планируется включить в тариф Системного оператора в виде дополнительной платы за мощность.

 

Первый опыт

 

В настоящее время объявлены конкурсы на сооружение трех объек­тов: в районе подстанции в Тарко-Сале (Тюменская энергосистема) мощностью 1000—1200 МВт; на пло­щадке Уренгойской ГРЭС в Ямало-Ненецком АО мощностью 1 000— 1200 МВт; на площадке в районе Серовской ГРЭС в Свердловской области мощностью 600—660 МВт. Конкурсы позволят привлечь в развитие генерации 141 млрд руб. с обеспечением новых вводов в период 2010— 2013 гг.

 

В октябре 2007 г. состоялся первый этап конкурса на строительство подстанции в Тарко-Сале. Основными критериями отбора участников был показатели чистых активов и финал совой устойчивости. По итогам от сеялись две компании; во второй ту подачи инвестиционных предложений вышли: ООО «РН-Пурнефтегаз» («Роснефть»), ОАО «Северная энергетическая компания» (СП «НОВАТЭКа» и ОГК-5), ОАО «СибурТюменъГаз» («СИБУРХолдинг») и ОГК-37. Данные участники в апреле 2008 г. должны представить свои инвестиционные проекты. Победителя конкурса объя­вят до 3 июня 2008 г.

 

После определения победителя можно будет подводить первые итога реализации МГИ, однако уже сейчас активность инвесторов, принимающих участие в конкурсах с использованием механизма гарантирования инвестиций, показала, что компании заинтересованы в проектах, где госу­дарство предоставляет такой инстру­мент покрытия рисков.

 

Надо отметить, что в настоящее время профильные ведомства рас­сматривают возможность распро­странения действия МГИ и на сетевой комплекс. В случае утверждения соответствующего решения возникнет необходимость внесения изменений в нормативную базу, что, как свидетельствует предыдущий опыт внедрения МГИ, процесс достаточно долгий.



[1] Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2005 г. № 738 «О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения воз­никновения дефицита электрической мощности».

[2] Постановление от 24 октября 2003 г. № 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода». В технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах — соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления.

 


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение