+ 7 (495) 933-08-00

Аналитические обзоры

28
июля
2015

Летний урожай законов

Александр Ситников, Управляющий партнер

VEGAS LEX_Summer harvest of laws_07.2015

Скачать файл
Файл добавлен 02.10.2015
Презентация .pdf (2,6 Мб)

урожай.jpg

Усиление ответственности за неисполнение государственных контрактов

Федеральный закон № 265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (подписан 13 июля 2015 года).

Предусматривается введение административной ответственности за действия (бездействие):

  • повлекшее неисполнение обязательств, предусмотренных государственным/муниципальным контрактом,

  • с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. При этом не определяется, что понимается под существенным вредом, предполагается, что в каждом конкретном случае существенность причиненного вреда будет определяться судом.

За совершение указанных действий предусмотрены достаточно строгие меры ответственности:

  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – штраф в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей или дисквалификация на срок до двух лет;

  • для юридических лиц – штраф в размер от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 300 000 рублей.

Таким образом, указанные поправки должны стимулировать исполнителей государственных/муниципальных контрактов к надлежащему исполнению обязательств.

Расширение понятия "должностное лицо"

Федеральный закон № 265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (подписан 13 июля 2015 года).

Круг лиц, которые считаются должностными лицами для целей привлечения к уголовной ответственности за преступления против государственной власти и интересов государственной службы, существенно расширен. Теперь ими также считаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в:

  • государственных компаниях;

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

  • акционерных обществах, контрольный пакет акций[1] которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

Указанные лица теперь могут быть привлечены к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, получение взятки, халатность и т.п.

Запрет участия в закупках по 44-ФЗ для оффшорных компаний

Федеральный закон № 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подписан 13 июля 2015 года).

Запрещается участие в государственных закупках юридическим лицам, зарегистрированным в государстве или на территории, включенных в утвержденный в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций в отношении юридических лиц (оффшорная компания). В настоящий момент в указанный список включено 40 государств, в том числе Британские Виргинские острова, Гонконг, Лихтенштейн, ОАЭ.

В соответствии с поправками юридические лица, зарегистрированные в указанных государствах не могут быть аккредитованы на электронных площадках и, следовательно, участвовать в электронных аукционах. При проведении закупочных процедур в иных формах они не могут быть допущены к участию в закупке.

Регулирование порядка закупки оборудования при реализации инвестиционных проектов

Федеральный закон № 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подписан 13 июля 2015 года).

В соответствии с пояснительной запиской указанный законопроект направлен на обеспечение координации закупок заказчиками иностранного оборудования и улучшение условий участия отечественных производителей в закупках, осуществляемых при реализации крупных инвестиционных проектов. Им устанавливаются особенности осуществления закупок продукции машиностроения для реализации отдельных инвестиционных проектов.

Субъектами, реализующими соответствующий инвестиционный проект, могут быть не только субъекты Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - 223-ФЗ), но и любые иные юридические лица, на которых в таком случае также будут распространены особенности осуществления закупок продукции машиностроения.

В круг инвестиционных проектов, на которые распространяются особенности регулирования, входят проекты, отвечающие одновременно следующим условиям:

  • стоимость инвестиционного проекта превышает величину (не менее 10 миллиардов рублей), установленную Правительством РФ;

  • инвестиционный проект включен в реестр инвестиционных проектов, порядок ведения которого должен быть определен Правительством РФ;

  • для проектов, реализуемых юридическими лицами, не являющимися субъектами 223-ФЗ, требуется соблюдение дополнительного условия – инвестиционному проекту должна оказываться государственная поддержка. Государственной поддержкой признается обеспечение обязательств инвестора по проекту государственной гарантией РФ или полное или частичное (не менее 10%) финансовое обеспечение проекта за счет:

              - средств федерального бюджета, предоставляемых в форме бюджетных инвестиций или субсидий;

              - средств Фонда национального благосостояния;

              - средств Внешэкономбанка.

В случае реализации указанного выше инвестиционного проекта инвестор обязан формировать перечни продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционного проекта, которые должны содержать:

  • информацию о продукции, цена единицы которой превышает величину, установленную Правительством РФ;

  • информацию о продукции (независимо от цены), освоение производства которой рекомендуется заказчиком или инвестором.

Указанная информация о продукции включает в себя, в том числе ориентировочную цену и количество продукции, сведения о предполагаемых поставщикам, а также сведения о происхождении продукции из иностранных государств.

Перечни представляются на рассмотрение координационного органа Правительства РФ, который должен быть создан в соответствии с законопроектом. Перечни формируются на срок не менее пяти лет либо на срок реализации инвестиционного проекта. В перечни могут вносится изменения, которые представляются на рассмотрение координационного органа Правительства РФ.

Требования о составлении перечней продукции не применяются при условии реализации инвестиционных проектов за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, или в соответствии с международными/межправительственными договорами Российской Федерации.

До момента представления перечней в координационный орган Правительства РФ заказчики и юридические лица не вправе осуществлять закупки продукции машиностроения, подлежащей включению в перечни. Кроме того, Правительство РФ вправе утвердить отдельные виды продукции машиностроения, закупки которой не могут быть осуществлены без согласования эксплуатационных характеристик такой продукции с координационным органом Правительства РФ. Также Правительство РФ может определить отдельные виды продукции машиностроения, закупки которой не могут быть осуществлены за пределами территории РФ без согласования закупки с координационным органом Правительства РФ.

Возможность обжалования в антимонопольный орган нарушений в сфере строительства

Федеральный закон № 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (подписан 13 июля 2015 года).

Законопроект предусматривает возможность подачи в антимонопольный орган жалобы:

1.     на акты или действия уполномоченных органов, совершенные при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в части:

  • нарушения установленных сроков осуществления соответствующей процедуры;

  • предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

2.     на действия территориальной сетевой организации, организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее – организация, осуществляющая эксплуатацию сетей) при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в части:

  • незаконного отказа в приеме документов;

  • предъявлении требований, не предусмотренных законодательством РФ;

  • нарушения сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур;

  • предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень.

Исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства утверждаются Правительством РФ. На настоящий момент указанный перечень утвержден только в отношении жилищного строительства[2].

Обжалование указанных действий в антимонопольный орган не является препятствием для их обжалования в судебном порядке.

Указанные жалобы подлежат рассмотрению в порядке, определенном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции[3] (ранее этот порядок распространялся только на жалобы на нарушение процедуры торгов, проводимых, в частности, в соответствии с 223-ФЗ).

Жалоба может быть подана в антимонопольный орган в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия. Жалоба рассматривается в течение семи рабочих дней. По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган принимает решение о признании ее обоснованной или необоснованной. В последнем случае вправе выдать предписание об устранении нарушения порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства.

Помимо этого, вводится административная ответственность за нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Так, статьей 14.91 КоАП РФ предусматривается ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере до 5 000 рублей, а при повторном нарушении – в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификации на срок до двух лет.

Важным нововведением законопроекта является исключение возможности привлечения к ответственности по статье 14.31 КоАП РФ "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке" за нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)[4]. За указанные действия может применять ответственность, предусмотренная статьей 9.21 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц – в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Таким образом, исключает возможность применения за указанные действия оборотного штрафа.



[1] В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" под "контрольным пакетом акций" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления, в том числе наличие "золотой акции", права вето, права непосредственного назначения директоров и т.п.

[2] Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства"

[3] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

[4] Кроме субъектов естественной монополии, для которых сохраняется возможность привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение