+ 7 (495) 933-08-00

Аналитические обзоры

10
ноября
2014

Налоговый мониторинг снизит налоговые риски

Юрий Иванов, Руководитель Налоговой практики

VEGAS LEX_Налоговый мониторинг снизит налоговые риски_11.2014

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (931 Кб)

 4 ноября 2014 года подписан Федеральный закон № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Закон предусматривает возможность применения налогового мониторинга, проводимого по месту нахождения налогового органа, в отношении организаций-налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов).

Налоговый мониторинг является новой формой информационного взаимодействия с налоговыми органами, при которой имеется возможность определить правильность исчисления налогов и сборов в реальном времени, не дожидаясь проведения выездной или камеральной налоговой проверки.

Периодом проведения налогового мониторинга является календарный год, следующий за годом, в котором организацией подано заявление. Налоговый мониторинг соответствующего календарного года осуществляется до 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга.

При этом действие налогового мониторинга прекратится досрочно в случаях:

  • выявления налоговым органом фактов предоставления организацией неполной или недостоверной информации;

  • неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия;

  • непредоставления организацией более двух раз документов (информации), пояснений в случае выявления налоговым органом противоречий.

Организации смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых за календарный год, предшествующий году, в котором подано заявление о налоговом мониторинге – не менее 300 млн руб. без учета налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу;

  • суммарный объем полученных доходов за календарный год, предшествующий году, в котором подано заявление о налоговом мониторинге, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности– не менее 3 млрд руб.;

  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (налоговой) отчетности на 31 декабря года, предшествующего году, в котором подано заявление о налоговом мониторинге – не менее 3 млрд руб.

Помимо заявления о проведении налогового мониторинга в налоговый орган также подается:

  • регламент информационного взаимодействия;

  • информация о лицах, прямо/косвенно участвующих в организации, и при этом доля такого участия составляет более 25%;

  • учетная политика для целей налогообложения организации за календарный год, в котором представлено заявление.

Порядок предоставления налоговому органу документов (информации) или доступ к информационным системам организации осуществляется на основании «регламента информационного взаимодействия», предоставляемого организацией одновременно с заявлением о проведении налогового мониторинга. Форма регламента утверждается ФНС России.

В регламенте информационного взаимодействия должны быть отражены:

  • порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учетов доходов и расходов, объектов налогообложения;

  • сведения об аналитических регистрах налогового учета;

  • информация о системе внутреннего контроля организации за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов;

  • порядок ознакомления налогового органа с подлинниками документов.

При выявлении противоречий между сведениями, содержащимися в представленных для мониторинга документах (информации), либо в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней.

Налоговый орган обязан составить «мотивированное мнение» за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, если после рассмотрения представленных организацией пояснений[1] установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. При этом мотивированное мнение не может быть составлено по вопросам трансфертного ценообразования.

Организация имеет право направить запрос в налоговый орган на подготовку мотивированного мнения, составление которого не означает наличие каких-либо противоречий, и может быть использовано налогоплательщиком, в частности для сверки правильности исчисления налогов и сборов.

Организация имеет право согласиться с мотивированным мнением, о чем уведомляет налоговый орган в течение одного месяца, в последующем отразив позицию налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), подав уточненную налоговую декларацию (расчет) или иным способом.

Организация имеет право и не согласиться с мотивированным мнением, представив в налоговый орган в течение 1 месяца со дня получения такого мнения «разногласия». Налоговый орган в течение 3 дней со дня поступления ему разногласий направляет их в ФНС России для инициирования взаимосогласительной процедуры.

ФНС России по результату взаимосогласительной процедуры уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения, либо об оставлении его без изменения.

Важным нововведением является то, что налоговые органы не имеют право проводить выездные налоговые проверки за налоговый период, охватываемый действием налогового мониторинга, за исключением случаев:

  • если выездная проверка инициирована вышестоящим налоговым органом (в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг);

  • досрочного прекращения налогового мониторинга;

  • невыполнения организацией мотивированного мнения налогового органа;

  • представления уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией.

Налоговые органы также не могут проводить камеральные проверки за период действия налогового мониторинга, за исключением случаев:

  • представления соответствующей налоговой декларации позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

  • представления налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

  • представления уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией;

  • досрочного прекращения налогового мониторинга.

Существенным дополнением является появление нового обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика при совершении налогового правонарушения: выполнение мотивированных мнений налогового органа, предоставленных в рамках налогового мониторинга.

Другим существенным дополнением является неначисление пени на сумму недоимки, образовавшуюся в результате выполнения организацией мотивированного мнения.

Налоговый мониторинг позволит снизить налоговые риски для ряда организаций, сделав налогообложение отдельных операций более предсказуемым, фактически заменив налоговые проверки крупных компаний новой формой контроля – налоговым мониторингом. В то же время, применение налогового мониторинга не снижает риск доначислений налога в случае инициирования выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, проводящему налоговый мониторинг.

Принимая решение о том, необходим ли налоговый мониторинг, важно определиться, нужна ли организации «постоянная налоговая проверка» или, наоборот, специфика деятельности предусматривает возникновение спорных ситуаций, требующих оперативного взаимодействия с налоговым органом.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. В свою очередь консолидированные налогоплательщики смогут применять налоговый мониторинг с 1 января 2016 года.



[1]     А также в случае непредоставления организацией пояснений.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение