Пресс-центр Комментарии экспертов

15
апреля
2015

Участие ВЭБа в стратегических госпроектах, которые могут противоречить его мандату, предложено закрепить в законе

Источник: Газета "Ведомости"


Минэкономразвития разработало поправки в закон «О банке развития», которые официально закрепляют полномочия ВЭБа участвовать в сделках, которые не соответствуют принципам его инвестиционной деятельности, зато имеют «общегосударственное» значение. Законопроект опубликован на портале regulation.gov.ru. С другими ведомствами он пока не согласовывался, уточняет представитель Минэкономразвития.

Согласно своему меморандуму ВЭБ не может финансировать заведомо неприбыльные проекты, напоминает Борис Копейкин из S&P. В то же время уже много лет он используется, например, для помощи компаниям, испытывающим трудности, продолжает Копейкин, т. е. помимо своего прямого назначения – банка развития – используется для выполнения нужных государству функций.

В последние годы ВЭБ все больше превращается из института развития в «организацию по специальным вопросам», которая в отличие от госбанков не связана нормативами ЦБ, согласен сотрудник компании, работавшей с ВЭБом.

Наблюдательный совет еще в 2013 г. поручил правлению ВЭБа подготовить поправки в законодательство и меморандум, которые позволят различать в портфеле госкорпорации два типа проектов: стандартные, соответствующие требованиям к возвратности и доходности вложений, и специальные – не укладывающиеся в требования, но необходимые государству и требующие господдержки.

По законопроекту ВЭБ сможет финансировать такие проекты общегосударственного значения по решению набсовета (его возглавляет Медведев): набсовет утвердит цели участия ВЭБа в них, установит источники финансирования и компенсации возможных убытков, а также введет показатели эффективности участия ВЭБа.

Вместе с законодательным закреплением функций агента госполитики Минэкономразвития предлагает расширить возможности ВЭБа вести банковскую деятельность. Дополнительные возможности для ВЭБа – часть общего плана поддержки после введения санкций, объясняет сотрудник госкорпорации. Первая часть – непосредственно выделение денег, а вторая – новые способы привлечения денег. Сейчас внешний рынок закрыт из-за санкций, а внутренний – ограничен, объясняет он. Но теперь ресурсная база расширится: согласно законопроекту ВЭБ получит право привлекать на депозиты средства любых юрлиц, а не только тех, чьи проекты ВЭБ финансирует. Это позволит привлечь на депозиты «несколько десятков миллиардов рублей», рассчитывал Дмитриев (цитата по ТАСС).

Банкирам не стоит опасаться, что ВЭБ теперь составит им конкуренцию, успокаивает другой сотрудник ВЭБа: «У нас тяжелый портфель специфических долгосрочных проектов, а значит, мы не можем предложить действительно рыночные ставки по своим привлечениям». Преимущество одно – надежность, резюмирует он. Дело не в конкуренции, считает руководитель крупного банка, ВЭБ должен выбрать: либо постоянная поддержка от государства, либо игра по общим правилам.

На роли ВЭБа как банка развития новый функционал в сфере финансовой деятельности не скажется, полагает Копейкин, он по-прежнему будет использоваться для реализации госполитики. С одной стороны, ВЭБ с его новыми функциями фактически начинает по отдельным видам бизнеса конкурировать с коммерческими банками, которые и так в тяжелом положении, замечает партнер Vegas Lex Альберт Еганян, но одновременно расширяются полномочия набсовета и предполагается, что его контроль за сделками ВЭБа должен усилиться.

Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение