Аналитика Публикации

19
июня

ВС РФ выскажется о внесении компании-банкрота в реестр неблагонадежных господрядчиков

Источник: Международная информационная группа "Интерфакс"


Ксения Подгузова, Старший юрист Коммерческой группы

Начиная с 2010 года, по данным системы "СПАРК-Маркетинг", СУ-820 исправно работало по госконтрактам, в основном дорожно-строительным, на суммы от десятков миллионов до 5 млрд рублей. Последние доступные данные о финансовом состоянии компании - за 2015 год. Тогда ее выручка составила 1,46 млрд рублей, прибыль - 18,93 млн рублей. Годом ранее эти показатели находились на уровне 3,07 млрд рублей и 63 млн рублей соответственно.

Но с началом в России в 2014 году экономического кризиса СУ-820 столкнулось с финансовыми проблемами, в отношении компании была возбуждена процедура несостоятельности. Инициировало ее 7 сентября 2015 года ООО "Уфа-Строй".

ОТКАЗ ОТ ГОСКОНТРАКТА

В этот момент СУ-820 исполняло контракт на реконструкцию участка трассы М-5 "Урал", заключенный с подразделением Росавтодора - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал". Работы некоторое время велись, но в марте 2017 года компания была признана банкротом, а спустя три месяца собрание кредиторов проголосовало за прекращение ее деятельности.

После этого конкурсный управляющий Юлия Мухамадеева заявила об отказе компании от исполнения госконтракта и попросила заказчика вернуть обеспечительный платеж в 369 млн рублей. Такое право исполнителям дает закон о несостоятельности в случае, если, например, продолжение исполнения сделки препятствует восстановлению платежеспособности.

"ЧЕРНЫЙ СПИСОК"

Далее последовали многочисленные суды. Сначала подразделение Росавтодора потребовало признать неправомерным отказ от контракта, но проиграло - суды в апреле 2018 года признали правоту СУ-820 и по его встречному иску взыскали с управления обеспечительный платеж.

Но еще до этого решения госзаказчик пошел по другому пути и в декабре 2017 года в одностороннем порядке сам отказался от контракта. После этого СУ-820 вместе со своими владельцами по решению Федеральной антимонопольной службы (ФАС) попало в реестр недобросовестных поставщиков.

Это породило еще два разбирательства. Во-первых, СУ-820 обратилось с требованием отменить решение Росавтодора об одностороннем разрыве контракта. В первой инстанции компания проиграла, но в декабре 2018 года апелляция встала на ее сторону и признала это решение недействительным.

Во-вторых, СУ-820 оспаривало решение ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Тут, несмотря на победу подрядчика в споре с Росавтодором, суды трех инстанций признали решение службы законным. Заказчик исполнил все требования по одностороннему отказу от госконтракту, сочли они.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВЕРХОВНОГО СУДА

Но ВС РФ может пересмотреть этот подход. Судья Марина Антонова признала обоснованными аргументы кассационной жалобы СУ-820. Компания указывает на решения судов, признавших, что у заказчика не было оснований для одностороннего отказа от контракта. В связи с этим и в рамках спора с ФАС суды не могли прийти к выводу о соблюдении заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, и, следовательно, для включения СУ-820 в реестр недобросовестных поставщиков.

Рассмотрение спора назначено на 7 августа.

ВЫСОКИЕ ШАНСЫ НА УСПЕХ

Эксперты убеждены, что успех будет на стороне СУ-820.

Такой же прогноз дает юрист Коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX Ксения Подгузова. "С учетом того, что в данном случае прекращение исполнения обязательств вызвано объективными обстоятельствами, общество имеет шансы на успех в ВС РФ", - говорит она.

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться на сайте Федресурса: https://fedresurs.ru/news/a96372e2-e90b-432c-a76f-5e424854b984?attempt=1

Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение