Аналитика Публикации

5
октября
2016

Российские товары, работы и услуги в приоритете. Юридический взгляд на практический вопрос

Источник: Национальный центр "Специальный Ресурс"


16 сентября 2016 года было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации №925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

Новое Постановление вызвало живой интерес среди профессионалов и участников закупочной деятельности, а также у поставщиков.

ТК 066 начинает публикацию серии материалов с мнениями и комментариями специалистов.

Юридический взгляд на практический вопрос дает Юлия Полякова, юрист Коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX.

Станет ли Постановление действенным механизмом в импортозамещении?

Постановление содержит положение (пункт 8) о том, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) (указанное соглашение обязательно для стран – участниц ВТО) и Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Указанные соглашения, в свою очередь, требуют предоставления национального режима при закупках товаров, происходящих из государств – членов ВТО и ЕАЭС (исключением в рамках ВТО являются закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей). В рамках таких закупок отечественным товарам может быть предоставлено преимущество. Это исключение и позволяет устанавливать преимущество для отдельных российских товаров в рамках Закона № 44-ФЗ. Следовательно, исходя из буквального толкования пункта 8 Постановления, приоритет должен предоставляться также товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС. С учетом того, что в ВТО входят порядка 164 государств, Постановление в таком случае вряд ли станет действенным механизмом в импортозамещении. Однако нельзя исключить, что при применении Постановления конкретными заказчиками в связи с отсутствием прямых и явных указаний о предоставлении приоритета товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС, приоритет будет предоставляться исключительно российским товарам, работам и услугам.

Изменится ли стоимость предлагаемых товаров, услуг иностранных компаний?

Для победы в закупках поставщикам иностранных товаров, работ, услуг необходимо будет снижать цену товара минимум на 15% по сравнению с ценой, предлагаемой поставщиками российских (или происходящих из стран – членов ЕАЭС, ВТО) товаров, работ, услуг. Будут ли поставщики иностранных товаров, работ и услуг снижать цену таким образом, или же откажутся от участия в закупках в рамках 223-ФЗ – зависит исключительно от их коммерческой политики и возможности продавать товар по сниженной цене без убытков для себя.

Если приоритет отдается российским товарам, услугам, должны ли они соответствовать российским ГОСТам?

Постановление связывает предоставление приоритета лишь с местом происхождения товара, а не с его соответствием определенным стандартам. Следовательно, иностранные товары, на которые согласно Постановлению, не распространяется приоритет, не смогут получить его при закупках, даже если при производстве этих товаров соблюдались российские ГОСТы. Наоборот, российские товары (или товары, происходящие из стран – членов ЕАЭС, ВТО), произведенные без соблюдения ГОСТа, будут иметь право на такой приоритет.

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение