Аналитика Публикации

26
октября

Проблемы законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" и пути их решения

Источник: Журнал "ЭнергоРынок"


Евгений Родин, Партнер, руководитель Практики по проектам в энергетике

Михаил Насветников, Младший юрист Практики по проектам в энергетике

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием системы учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" разработан в целях реализации плана законопроектной деятельности Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 2590-Р.

Указанный проект федерального закона вносит в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" такие новые понятия, как "система учета электрической энергии (мощности)"[1] и "интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности)"[2], а также дополняет его положениями о предоставлении территориальными сетевыми организациями субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности) минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Целью законопроекта является принятие двух основополагающих решений[3]:

  • во-первых, закрепить понятие системы учета электрической энергии (мощности), наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению состава и правил предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) территориальными сетевыми организациями субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности);

  • во-вторых, установить требования в отношении территориальных сетевых организаций, согласно которым начиная с 1 июля 2018 года такие организации при осуществлении регулируемых видов деятельности не вправе устанавливать (модернизировать) приборы учета электрической энергии (мощности), использование которых предполагается осуществлять в целях измерения количества потребления (производства) электрической энергии, определения объема мощности на розничных рынках субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии (мощности), оказанных им услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации, не обеспечивающих предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности) минимального функционала (услуг), который должна предоставлять интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности).

Правилами предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) территориальными сетевыми организациями субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), утверждение которых отнесено к полномочиям Правительства РФ, предусматриваются:

общие принципы предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) территориальными сетевыми организациями субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности);

  • перечень функций интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) с разбивкой по категориям получателей услуг такой системы и требования к ним

  • перечень функций приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены (интегрированы) к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), и требования к ним;

  • правила присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) и предоставления доступа к услугам такой системы;

  • требования к защите информации, размещаемой в интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), от несанкционированного доступа при ее сборе, передаче и хранении.

По своей сути рассматриваемый законопроект затрагивает в первую очередь вопрос определения объема потребления электрической энергии бытовыми абонентами, который зачастую является источником разногласий между территориальными сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками электрической энергии (мощности) касательно определения объема обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, а также оплате фактических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства.

На прошедших 23 марта 2018 года парламентских слушаниях, посвященных проблемам интеллектуальных систем учета и путям их решения, участники отметили, что текущее состояние систем учета вызывает много нареканий: действующий парк счётчиков можно охарактеризовать как "крайне устаревший", для них отсутствуют функциональные нормативы, что зачастую не позволяет использовать их в создаваемых интеллектуальных системах учета[4].

Рассматриваемый законопроект вызвал волну споров среду субъектов рынка электрической энергии (мощности).

С одной стороны, рассматриваемый законопроект предусматривает ставит цель:

1) снижение потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, не связанных с технологическим процессом передачи электрической энергии;

2) повышение "наблюдаемости" электросетевого хозяйства, что приведет к надежности функционирования энергосистемы;

3) снижение операционных затрат территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности);

4) обеспечение адресного воздействия на неплательщиков за поставленную электрическую энергию (мощность)

Перечисленные вопросы являются приоритетными направлениями группы компаний ПАО "Россети"[5].

По итогам 2015 года ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" (входит в группу компаний ПАО "Россети") добилось снижения фактических потерь при передаче электрической энергии по электрическим сетям в Москве и Московской области до 8,55% от величины отпуска электрической энергии в сеть. Это на 0,22% ниже по сравнению с итогами 2014 года. Уменьшение потерь удалось добиться за счет выполнения технических мероприятий, а также борьбы с несанкционированным потреблением электроэнергии.

Снижение потерь в сетях ПАО "МОЭСК" – приоритетное направление деятельности компании, реализация которого повышает эффективность основного вида деятельности – передачи электроэнергии. Планируется, что за счет выполнения мероприятий по снижению потерь их величина снизится до 7,13% от отпуска в сеть к 2019 году.

Среди основных мероприятий по снижению потерь: установка приборов учета электроэнергии на границах балансовой принадлежности с потребителями, выявление безучетного потребления электроэнергии, внедрение системы Smart Grid (прим. – "умные сети"), первые из которых появились в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Иркутске. Один из таких проектов – пилотная зона, реализуемая совместно с ПАО "Ленэнерго" (входит в группу компаний ПАО "Россети"), которая включает в себя участок сети 6 кВ в исторической части Санкт-Петербурга.

Повышение "наблюдаемости" электросетевого хозяйства должно привести к снижению операционных расходов, в том числе затрат на оплату труда, которые организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности, закладывает при формировании необходимой валовой выручки.

Так, в ПАО "МРСК Центра" (прим. – входит в группу компаний ПАО "Россети") по итогам реализации в январе – апреле 2018 года мероприятий по выявлению и пресечению безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии в зоне ответственности ПАО "МРСК Центра" (11 субъектов Центрального федерального округа) было выявлено 2493 факта незаконного потребления электрической энергии общим объемом около 80 миллионов кВт*ч. Большая часть этого объема – 65 миллионов кВт*ч – приходится на юридических лиц[6].

При этом важно отметить, что в целях выполнения мероприятий, направленных на выявление и пресечение безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии, необходимо выполнить ряд обязательных бюрократических процедур:

  • уведомление потребителя о дате и времени проведения проверки состояния учета электрической энергии (мощности);

  • составление и направление акта о неучтенном потреблении электрической энергии (мощности) в установленный законом срок в адрес:

- гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя (в случае выявления безучетного потребления сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединено энергопринимаюшее устройство лица, осуществляющего безучетное потребление энергоресурса);

- лица, осуществляющего потребление электрической энергии (мощности);

- сетевой организации в случае проведения гарантирующим поставщиков (энергосбытовой, энергосбжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии (мощности).

Для организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, сложности перечисленными процедурами не заканчиваются.

Так, на практике возникают сложности, связанные с судебными спорами гарантирующего поставщика / сетевой организации и потребителей / лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электроэнергии, касательно взыскания денежных средств на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (мощности).

Исследованию подлежат вопросы технического характера. В целях установления факта вмешательства, способа хищения электрической энергии (мощности) потребителем суд назначает судебную электротехническую экспертизу, по результатам которой он может прийти к выводу об отсутствии факта нарушения учета электрической энергии собственником энергопринимающего устройства.

Так, Десятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28 февраля 2018 года по делу № А41-77658/16, опираясь на заключение электротехнической экспертизы, оставил без удовлетворения требования гарантирующего поставщика электрической энергии о взыскании стоимости потребленной электроэнергии, рассчитанной на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (мощности).

При этом отказ в удовлетворении требований о взыскании безучетно потребленного количества электрической энергии (мощности) ведет к возложению на гарантирующего поставщика энергоресурса обязанности по проведению перерасчета объема полезного отпуска электрической энергии (мощности) как с потребителя (в сторону уменьшения), так и с сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединено энергопринимающее оборудование потребителя (в сторону увеличения объема фактических потерь электрической энергии).

И если при проведении перерасчета объема энергоресурса с потребителем сложностей не возникает, то сетевая организация препятствует проведению указанной процедуры и судебная практика проведения перерасчета объема фактических потерь электрической энергии (мощности) не носит однородный характер.

Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 09 марта 2017 года по делу № А41-21229/16 пришел к выводу, что действующим законодательством не предусмотрена необходимость включения объема безучетного потребления обратно в объем фактических потерь электрической энергии в случае отказа в удовлетворении данных требований гарантирующего поставщика. В связи с чем суд обосновано отказал в удовлетворении иска.

Иную точку зрения Арбитражный суд Московского округа занял при рассмотрении дела № А41-9183/17[7]:

"Обоснованность изменения первоначально согласованных сторонами объемов (как полезного отпуска, так и фактических потерь) закреплена пунктом 188 Основных положений №442. При этом из положения данного пункта следует, что объем оказанных сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии может корректироваться как в сторону увеличения (при выявлении факта безучетного потребления электрической энергии абонентом), так и в сторону его уменьшения (в случае если абонентом оспорен необоснованно завышенный объем электрической энергии, определенный расчетным способом).

Следовательно, в случаях, когда потребителю удается оспорить факт необоснованного завышения количества потребления электрической энергии, объем оказанных услуг по передаче электрической энергии должен корректироваться в сторону его уменьшения".

Среди поставщиков энергоресурса наиболее остро стоит вопрос получения денежных средств от конечных потребителей, поскольку от этого напрямую зависит платежеспособность гарантирующего поставщика перед сетевыми организациями за услуги по передаче электрической энергии.

В решении проблемы адресного воздействия на неплательщиков за поставленный энергоресурс должны быть заинтересованы гарантирующие поставщики электрической энергии (мощности), поскольку платежеспособность гарантирующего поставщика перед сетевыми организациями напрямую зависит от поступления денежных средств от конечных потребителей.

По сообщению пресс-центра ПАО "Мосэнергосбыт" (прим. – входит в группу компаний ПАО "Интер РАО") в I квартале 2018 года сохранилась тенденция роста просроченной дебиторской задолженности: за три месяца 2018 года прирост данного показателя составил порядка 2 085,9 млн рублей, что на 730,5 млн рублей больше, чем за весь 2017 год. Общая сумма просроченной задолженности за потребленную электроэнергию на 1 апреля 2018 года превысила 17 260,8 млн рублей. При этом просроченная задолженность населения выросла на 424,1 млн рублей и на 1 апреля 2018 года составила 3 371,4 млн рублей. Задолженность юридических лиц выросла на 1 792,9 млн рублей (11 300,4 млн рублей). Долги сетевых организаций, напротив, сократились на 147,3 млн рублей (2 460,8 млн рублей)[8].

При этом решение обозначенной в рамках парламентских слушаний проблемы (адресного воздействия на неплательщиков за поставленный энергоресурс) рассматриваемым законопроектом не выполнимо, так как внедряемая система учета не позволит гарантирующему поставщику получить денежные средства, а может лишь усовершенствовать надлежащий учет электрической энергии (мощности).

С другой стороны, рассматриваемый законопроект затрагивает множество нерешенных вопросов, которые приводят к разногласиям крупных субъектов электроэнергетической отрасли.

Если на оптовом рынке электрической энергии (мощности) автоматизированная система учета функционирует в полном объеме, то развитие учета энергоресурса на розничном рынке электрической энергии (мощности) требует взвешенных современных решений, реализация которых должна быть осуществлена в кратчайшие сроки.

Финансирование мероприятий по оснащению энергопринимающих устройств потребителей интеллектуальной системы учета

Законопроект об "умных" счетчиках в рамках обсуждения в Совете Федерации подвергся серьезной критике со стороны ПАО "Интер РАО". Представители компании считают необходимым исключить из законопроекта возможность роста цен (тарифов) на электрическую энергию для конечного потребителя за счет роста тарифа для сетевых компаний.

Законопроект о развитии систем интеллектуального учета электрической энергии (мощности) предлагает два источника финансирования.

Во-первых, нетарифные источники, при которых приобретение и установка "умных" приборов учета и создание системы будут осуществляться за счет собственных средств сетевых организаций без включения расходов в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии или в плату за осуществление технологического присоединения.

Во-вторых, предполагаются немалые тарифные источники финансирования в случаях, которые будут установлены Правительством Российской Федерации, когда сетевая организация несет обязательства по приобретению и установке приборов учета (в предварительном обсуждении законопроекта это были случаи нового технологического присоединения, в том числе жилищного фонда), и в случаях, когда сетевая организация несет расходы по эксплуатации и техническому обслуживанию собственных приборов учета, а также расходы на их замену при выходе их из строя или окончания срока эксплуатации.

В рамках круглого стола "Ситуации на розничном рынке электроэнергии. Основные проблемы и перспективы развития" был затронут вопрос возможного роста тарифа. Энергокомпании могут получать денежные средства за счет собственной экономии. Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает социально-экономический прогноз, где установлена возможность индексации тарифов на электроэнергию на определенный показатель.

Если компания сэкономила средства за счет внедрения новой системы, то ФАС России может не изымать этот объем из тарифа, а оставить его компании, чтобы у нее была мотивация дальше снижать издержки.

Проблема текущего варианта законопроекта состоит также в том, что в нем оказались смешаны вопросы замены обычных приборов учета и создания интеллектуальных сетей. Для устранения указанного недочета часть норм проекта в ходе текущего согласования необходимо переформулировать либо исключить.

Нерешенным остается вопрос взаимодействия с территориальными сетевыми компаниями, которые не входят в группу компаний ПАО "Россети". Указанные организации физически не смогут обеспечить в финансовом плане из собственных средств оснащение потребителей электрической энергии (мощности), энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства территориальных сетевых организаций.

Право собственности на устанавливаемые приборы учета

Поскольку одной из первостепенных задач является снятие ответственности за прибор учета с потребителя – физического лица, остается неурегулированным вопрос о праве собственности на вновь установленные приборы учета.

В соответствии с федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ответственность за учет энергоресурса несет собственник энергопринимающего устройства – потребитель электрической энергии.

Следовательно, возникает справедливый вопрос, на каком правовом основании имущество, находящееся в собственности таких организаций, будет находиться в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности иным лицам.

Нерешенность вопроса с имеющимися приборами учета, а также формой передачи и хранения данных учета электрической энергии (мощности)

Рассматриваемый законопроект на сегодняшний день не учитывает вложенные потребителями инвестиции в организацию учета и накладывает на этих же потребителей новые расходы в составе тарифа на создание дублирующих систем учета на базе сетевой организации.

По данным Минэнерго, сейчас в России насчитывается около 75,8 млн точек учета: 10 млн приходится на юридические лица, 16,5 млн – на объекты индивидуального жилищного строительства, 3,6 млн – точки подключения потребителей, приравненных к населению и 45,7 млн – точки учета в многоквартирных домах. Лишь 11% точек учета оборудованы интеллектуальными счетчиками.

В данной части законопроект также требует существенной доработки, поскольку в настоящее не урегулирован в числе прочего вопрос стандартизации формы передачи, хранения данных учета. Вдобавок необходимо определить переходный период в целях сохранения систем учета, которые уже установлены потребителями и на которые они потратили существенные денежные средства.

Действительно, влияние прогресса приводит к увеличению нагрузки на энергосистему, а следовательно, возникает потребность в новых современных решениях. Это не просто вопрос минимизации убытков (выраженной в снижении потерь электрической энергии, уменьшении операционных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности), а условие развития энергетической отрасли в целом.

Тем не менее полагаем, что предпосылки к указанному развитию энергетической отрасли в целом, безусловно, имеются. Однако единовременная замена системы учета неотвратимо приведет к серьезным финансовым последствиям как для организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, так и для конечных потребителей электрической энергии (мощности).

В то же время если подходить к цифровизации системы учета точечно – внедрять систему лишь на участках и узлах, где достоверно доказана экономическая эффективность проекта, то экономических необоснованных затрат, а следовательно, и финансовой нагрузки на конечных потребителей можно избежать.

Перечисленными участками могут выступать места с существенными коммерческими потерями электроэнергии, то есть в случаях массового безучетного или бездоговорного потребления энергоресурса. В рассматриваемом случае организации, осуществляющие регулируемый вид деятельности, смогут сэкономить на операционных затратах.

Резюмируя вышеизложенное, с сожалением приходится констатировать тот факт, что, не разрешив возникшие разногласия между территориальными сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками электрической энергии (мощности), а также существенно не доработав законодательную базу, внедрить интеллектуальную систему учета будет крайне затруднительно.




[1]           Система учета электрической энергии (мощности) – совокупность функционально объединенных устройств, предназначенная для измерения количества и иных параметров электрической энергии, определения объема мощности, удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета электрической энергии (мощности), обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии (мощности), предоставление информации о результатах измерения количества и иных параметров электрической энергии, определения объема мощности субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности).

[2]           Интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) – совокупность функционально объединенных устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии (мощности), обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии (мощности), управление ее компонентами и приборами учета электрической энергии (мощности), а также предоставление информации о результатах измерения количества и иных параметров электрической энергии в соответствии с правилами предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) территориальными сетевыми организациями субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.

[3]           Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием системы учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации".

[4]           https://minenergo.gov.ru/node/10867.

[5]           Пресс-центр ПАО "Россети" (http://www.rosseti.ru/press/important/index.php/?ELEMENT_ID=33029.

[6]           Пресс-центр ПАО "МРСК-Центра" (https://www.mrsk-1.ru/press-center/news/company/64174/).

[7]           Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 марта 2018 года по делу № А41-9183/17.

[8]           Пресс-центр ПАО "Мосэнергосбыт" (http://www.mosenergosbyt.ru/website/faces/common/pressroom/.

Связанные услуги

Связанные направления

Родин, Насветников_Энергорынок_Проблемы законопроекта по развитию систем учета электроэнергии

Скачать файл
Файл добавлен 26.10.2018
Презентация .pdf (265 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение