Аналитика Публикации

5
июня

Обзор изменений законодательства в сфере теплоснабжения за I квартал 2018 года

Источник: Журнал "ЭнергоРынок"


Юрий Татаринов, Советник Практики по проектам в энергетике

В I кв. 2018 г. основные нововведения в нормативном регулировании в сфере теплоснабжения были сфокусированы на корректировке (уточнении) процедуры формирования (расчета) и особенностях применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также особенностях предоставления регулируемыми организациями в адрес уполномоченного федерального органа исполнительной власти проектов схем теплоснабжения в электронном виде.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.18 № 7

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2018 № 7 (далее – постановление № 7) утверждены изменения, вносимые в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.12 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее – постановление № 1075).

Утвержденные постановлением № 1075 Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) дополнены п. 5(3) и 5(4), уточняющими порядок определения цен (тарифов) в отношении тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению.

В частности, данные изменения предусматривают, что к категориям приравненных к населению потребителей, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся:

a) товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению;

б) наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения;

в) наймодатель жилых помещений в наемном доме, управомоченный осуществлять функции наймодателя собственником помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома и осуществляющий управление наемным домом, признаваемый таковым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающий тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.

Кроме того, в рамках изменений определенные в п. 5(3) Основ ценообразования № 1075 категории потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, не относятся к категориям (группам) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, за исключением случаев, когда льготные регулируемые тарифы установлены для указанных категорий потребителей законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением № 7 уточнен также порядок расчета регулируемых цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги в сфере теплоснабжения. Так, изменен абзац 5 п. 12 Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которым при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги в сфере теплоснабжения используются необходимая валовая выручка и расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей, осуществляемого в соответствии со всеми договорами в системах теплоснабжения, входящих в состав зоны деятельности единой теплоснабжающей организации в соответствии со схемой теплоснабжения поселения, городского округа, с учетом особенностей, предусмотренных п. 102–105 данного документа и методическими указаниями.

Основы ценообразования № 1075 дополнены также пунктом 22(1), предусматривающим, что:

  • расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние три года;

  • фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год;

  • динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние три года.

Постановлением № 7 внесены изменения в подп. "в" п. 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением № 1075, в рамках которого расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии (мощности), теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям, в том числе объема поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя согласно заключенным в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" договорам по ценам, определенным соглашением сторон.

В расчете полезного отпуска отдельно отражается объем тепловой энергии (мощности), теплоносителя, реализация которых осуществляется для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения.

Постановление вступило в силу с 25 января 2018 г.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.18 № 111

В рамках данного постановления признаны утратившими силу следующие пункты исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.17 № 452 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения":   

a) 43 – представление технических условий на проектирование узла учета тепловой энергии;

б) 45 – представление согласования проекта узла учета тепловой энергии;

в) 80 – подписание акта комиссии о вводе в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, для ведения коммерческого учета тепловой энергии;

г) 83 – подписание акта о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей;

д) 84 – подписание акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон в отношении тепловых сетей;

е) 86 – представление разрешения на осуществление подключения к системе теплоснабжения.

Постановление вступает в силу с 8 мая 2018 г.

3. Постановление Правительства РФ от 08.02.18 № 126

Данным постановлением внесены изменения в постановление № 1075 касательно особенностей регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в контексте перехода к нерегулируемым ценам. В частности, Основы ценообразования № 1075, дополнены:

  • п. 5(5), предусматривающим, что с 1 января 2019 г. в случае, указанном в подп. "б" п. 5(2) данного документа (производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал за 2017 г.), цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

  • подп. "г" п. 17, в рамках которого, в случае если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), и указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам) в случаях, указанных в подп. "а" и "б" п. 5(2) данного документа, то при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции на расчетный период регулирования определяется в соответствии с п. 22 данного документа.

Помимо этого, постановление № 126 вносит следующие изменения в Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением № 1075:

  • добавлен подп. "м" п. 7 следующего содержания: на решения органов регулирования об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для организации, договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которой заключены по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), если в течение расчетного периода регулирования указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам), в случаях, указанных в подп. "а" и "б" п. 5(2) Основ ценообразования (в случае отсутствия у организации установленных на расчетный период регулирования соответствующих цен (тарифов);

  • п. 24, абзац 1 после слов "в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов" дополнен словами "расчета цен (тарифов) для организации, у которой договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключены по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), если в течение расчетного периода регулирования указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам), в случаях, предусмотренных подп. "а" и "б" п. 5(2) Основ ценообразования (при отсутствии у организации установленных на расчетный период регулирования соответствующих цен (тарифов)";

  • п. 30, второй абзац после слов "виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов)" добавляются слова "решение об установлении тарифов для организации, у которой договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключены по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), если в течение расчетного периода регулирования указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам), в случаях, предусмотренных подп. "а" и "б" п. 5(2) Основ ценообразования";

  • слово "принимается" заменяется словом "принимаются";

в третьем абзаце после слов "(на отдельные регулируемые виды деятельности организаций)" добавляются слова "решение об установлении тарифов для организации, у которой договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключены по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), если в течение расчетного периода регулирования указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам), в случаях, указанных в подп. "а" и "б" п. 5(2) Основ ценообразования";

слово "принимается" заменяется словом "принимаются".

Постановление вступило в силу с 17 февраля 2018 г.

4. Приказ Федеральной антимонопольной службы России от 25.12.17 № 1770/17

Зарегистрированным в Минюсте России 23 января 2018 г. приказом ФАС России от 25.12.17 № 1770/17 утверждены минимальные нормы доходности инвестированного капитала для расчета тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, созданного:

  • до перехода к регулированию тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2018 г., в номинальном выражении в размере 10,21%;

  • после перехода к регулированию тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2018 г., в номинальном выражении в размере 13,21%.

Приказ вступил в силу с 4 февраля 2018 г.

5. Приказ Минэнерго России № 1430/пр, Минстроя России № 969 от 16.10.17 "О требованиях к форматам проектов схем теплоснабжения, направляемых в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти"

Зарегистрированным в Минюсте России 2 марта 2018 г. приказом № 50223 утверждены прилагаемые требования к форматам проектов схем теплоснабжения, направляемых в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В частности, требования к форматам проектов схем теплоснабжения, направляемых в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выражаются в следующем:

  • проект схемы теплоснабжения, проект актуализированной схемы теплоснабжения, протоколы публичных слушаний и заключение о результатах проведения публичных слушаний по соответствующему проекту, который направляется главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа, руководителем органа исполнительной власти городов федерального значения в электронной форме на утверждение в Минэнерго России (далее – проект схемы теплоснабжения в электронной форме), должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью указанных должностных лиц;

  • проект схемы теплоснабжения в электронной форме должен быть направлен в Минэнерго России в виде файлов электронных таблиц xlsx;

  • расширение имени файла электронного документа проекта схемы теплоснабжения в электронной форме должно быть "xlsx", которое может указываться как строчными, так и прописными буквами;

  • рекомендуемый образец форматов проектов схем теплоснабжения, направляемых в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, приведен в приложении к данным требованиям;

  • имя файла электронного документа проекта схемы теплоснабжения в электронной форме должно иметь вид GMM_I_RR_V, где:

ü G – указание на год, в котором в соответствии данными требованиями предоставляется проект схемы теплоснабжения в электронной форме.

Указание на год обозначается буквой латинского алфавита, начиная с буквы "A", которая соответствует 2016 г., и заканчивая буквой "Z", которая соответствует 2041 г.,

ü MM – месяц, в котором в соответствии данными требованиями предоставляется проект схемы теплоснабжения в электронной форме,

ü I - тринадцатизначный основной государственный регистрационный номер (ОГРН) местной администрации поселения, местной администрации городского округа, органа исполнительной власти городов федерального значения,

ü RR – двухзначный код территории субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО), для которого разработан проект схемы теплоснабжения в электронной форме,

ü V – номер, обеспечивающий уникальность имени файла электронного документа (длиной от 1 до 6 знаков), принимающий целочисленные положительные значения.

Кроме того, указанным приказом утверждены форматы проектов схем теплоснабжения, направляемых в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Приказ вступил в силу с 16 мата 2018 г.

Связанные услуги

Связанные направления

Татаринов_ЭнергоРынок_Обзор изменений законодательства за 1 квартал 2018 года

Скачать файл
Файл добавлен 05.06.2018
Презентация .pdf (413 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение