Аналитика Публикации

23
ноября
2017

Обзор изменений законодательства в сфере теплоснабжения за 3 квартал 2017

Источник: Журнал "ЭнергоРынок"


Юрий Татаринов, Руководитель Практики по проектам в энергетике

В третьем квартале 2017 года существенные нововведения в нормативном регулировании в сфере теплоснабжения были сфокусированы на особенностях внедрения "дерегулирования" стоимости тепловой энергии в развитие существующих положений ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон № 190-ФЗ), а также особенностям ценообразования в отношении тепловой энергии в случае эксплуатации организациями систем теплоснабжения на основании концессионных соглашений. Изменения также коснулись порядка подключения к сетям теплоснабжения и особенностей раскрытия информации в сфере теплоснабжения.

Далее приведено развернутое описание вышеуказанных изменений.

1. Федеральный закон от 29.07.2017 № 273-ФЗ

Данным законом внесены изменения в часть 9.3 статьи 15 Закона № 190-ФЗ.

В частности, изменения касаются порядка применения неустойки к управляющим организациям, приобретающим тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

С учетом изменений неустойка применяется в отношении указанных организаций, приобретающих указанные ресурсы по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающих организаций, приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В соответствии со статьей 4 указанного закона действие части 9.3 статьи 15 Закона № 190-ФЗ (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего федерального закона договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров горячего водоснабжения, договоров поставки горячей воды.

Дата вступления закона в силу – 10.08.2017.

2. Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ

Внесенные указанным законом изменения в Закон № 190-ФЗ коснулись введения нерегулируемых цен в сфере теплоснабжения. В частности, были внесены изменения, затрагивающие антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения.

Так, в соответствии со ст. 4.2 Закона № 190-ФЗ антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом.

По своей сути антимонопольный контроль в сфере теплоснабжения представляет собой систему регулярного контроля за ее функционированием, имеющую целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей, в том числе которые совершаются путем:

1) необоснованного отказа от заключения договоров теплоснабжения, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договоров на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

2) создания дискриминационных или более благоприятных условий для деятельности отдельных теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций;

3) создания препятствий доступу к услугам в сфере теплоснабжения.

Объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в числе прочего являются:

a) цены;

b) распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;

c) соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО).

Презюмируется, что обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения контролируется в соответствии с Законом № 190-ФЗ, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и Правилами недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.

Основанием для лишения ЕТО статуса в принудительном порядке является неоднократное нарушение данной организацией антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе путем нарушений при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. На основании решения антимонопольного органа органом, уполномоченным в соответствии с Законом № 190-ФЗ на утверждение схемы теплоснабжения, принимается решение о принудительном лишении статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение в сфере теплоснабжения, обязаны:

-  обеспечивать регулярное представление в антимонопольный орган информации о своей деятельности в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

- предоставлять должностным лицам антимонопольного органа беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.

Порядок перехода к нерегулируемому ценообразованию в сфере теплоснабжения и условия для такого перехода приведены в главе 5.1 Закона № 190-ФЗ, устанавливающей особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения.

Основаниями для отнесения соответствующего поселения или городского округа к ценовым зонам являются:

1) наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения, городского округа;

2) пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

3) наличие совместного обращения в Правительство Российской Федерации об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения от исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (нескольких единых теплоснабжающих организаций), в зоне деятельности которой находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа;

4) наличие согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.

До 1 июля 2018 года Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения при условии их соответствия всем указанным выше критериям.

После 1 июля 2018 года Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отнесении иных поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения при условии их соответствия критериям, указанным выше в пунктах 1, 3 и 4.

После 1 июля 2020 года Правительство Российской Федерации проводит анализ функционирования ценовых зон теплоснабжения, в том числе по вопросам применения платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, мер антимонопольного регулирования и при необходимости принимает меры, направленные на совершенствование условий функционирования ценовых зон теплоснабжения.

После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения к ценам на товары, услуги в сфере теплоснабжения, не подлежащим регулированию, за исключением случаев, указанных в частях 12.1–12.4 статьи 10 Закона № 190-ФЗ, относятся:

1) цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям;

2) цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

3) цены на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

4) цены на теплоноситель в виде воды, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием закрытых систем горячего водоснабжения;

5) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

6) цены на теплоноситель в виде воды с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

При этом цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в соответствии с частью 2 статьи 23.8 Закона № 190-ФЗ, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), за исключением случаев, указанных в частях 2.1–2.3 статьи 8 Закона № 190-ФЗ.

Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон договора, за исключением случаев, указанных в частях 12.1–12.4 статьи 10 Закона № 190-ФЗ (описание указанных норм приведено ниже).

Единая теплоснабжающая организация и теплосетевые организации заключают договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон договора, за исключением случаев, указанных в частях 12.1–12.3 статьи 10 Закона № 190-ФЗ (описание указанных норм приведено ниже).

Часть 12.1 статьи 10 Закона № 190-ФЗ предусматривает, что в случае, если долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или договором аренды, объектом которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования, он обязан использовать их в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных частью 7.1 статьи 29 Закона № 190-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 12.2 статьи 10 Закона № 190-ФЗ установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые арендатором товары, оказываемые услуги в сфере теплоснабжения по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который заключен в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации, требованиями принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным законом особенностей договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого договора аренды и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Часть 12.3 статьи 10 Закона № 190-ФЗ устанавливает, что по соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и по согласованию с органом регулирования, за исключением случаев, предусмотренных в части 12.4 указанной статьи, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые арендатором товары, оказываемые услуги в сфере теплоснабжения осуществляются до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения, корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок указанного согласования и критерии согласования определяются Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения по соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендатором производятся и реализуются товары и оказываются услуги в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым в соответствии со статьей 23.4 Закона № 190-ФЗ.

Часть 12.4 статьи 10 Закона № 190-ФЗ закрепляет, что по соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенного до отнесения поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения, изменение вида тарифа на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на двухставочный тариф осуществляется органом регулирования по правилам, действующим на момент соответствующего изменения тарифа в порядке, который определяется Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Внесенные в Закон № 190-ФЗ изменения предусматривают, что в случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единая теплоснабжающая организация и теплосетевая организация осуществляют расчеты за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по цене, равной тарифу на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для соответствующей теплосетевой организации и действующему на дату окончания переходного периода, с учетом его индексации.

Индексация указанного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) за период с 1 января года, следующего за годом окончания периода, на который был установлен тариф, до 1 января года, в котором возникли разногласия, в соответствии с изменением предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), установленного для системы теплоснабжения, на территории которой теплосетевая организация оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единой теплоснабжающей организации, за каждый прошедший календарный год в соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, определенной в соответствии с настоящей частью, такие разногласия рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 7 Закона № 190-ФЗ в порядке обязательного досудебного урегулирования споров.

После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в случаях, указанных в частях 12.1–12.4 статьи 10 Закона № 190-ФЗ, а также следующих видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

1) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность);

2) тарифы на теплоноситель в виде воды, поставляемый едиными теплоснабжающими организациями потребителям и теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

3) тарифы на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленные в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию;

4) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями раскрывает информацию о числовых значениях компонентов тарифа на горячую воду, а также представляет ее в орган регулирования в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23.5 Закона № 190-ФЗ в ценовых зонах теплоснабжения до окончания переходного периода осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии со статьями 7–11 указанного закона, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, с учетом положений части 7.1 статьи 29 Закона № 190-ФЗ.

Полномочия по утверждению предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) предоставлены органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Указанные цены устанавливаются для каждой системы теплоснабжения в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая Правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют следующие случаи:

-  если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с Правилами, ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается равным такому тарифу до даты достижения равенства предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), установленного в соответствии с Правилами, и тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода;

- если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с Правилами, выше тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается на основании графика поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) до уровня, определяемого в соответствии с Правилами, но не ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действовавшего на дату окончания переходного периода.

В случае если в системе теплоснабжения на дату окончания переходного периода предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность) с разбивкой по категориям потребителей, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с Правилами, сопоставляется с тарифами на тепловую энергию (мощность) с учетом указанной дифференциации и утверждается с разбивкой для каждой категории потребителей.

График поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) до уровня, определяемого в соответствии с Правилами, разрабатывается в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая Правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденными Правительством Российской Федерации, однократно утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более чем пять лет, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, на срок не более чем десять лет и изменению не подлежит.

В ценовых зонах теплоснабжения потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель только у единой теплоснабжающей организации, в зоне деятельности которой они находятся, по договору теплоснабжения, за исключением приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с частями 2.1–2.3 статьи 8 Закона № 190-ФЗ.

Единая теплоснабжающая организация в течение трех месяцев с даты начала переходного периода обязана направить потребителям, за исключением потребителей, заключивших договоры теплоснабжения в соответствии с частями 2.1–2.3 статьи 8, частями 9 и 10 статьи 10, частью 9 статьи 23 Закона № 190-ФЗ, теплоснабжающим организациям, владеющим на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, теплосетевым организациям, расположенным в зоне ее деятельности, предложения о заключении договора теплоснабжения, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Потребитель в течение тридцати дней со дня поступления ему предложения о заключении договора теплоснабжения обязан заключить соответствующий договор с единой теплоснабжающей организацией либо представить единой теплоснабжающей организации письменный мотивированный отказ от заключения договора, если условия такого договора не соответствуют требованиям Закона № 190-ФЗ.

В случае если по истечении этого срока потребитель не подписал договор теплоснабжения и не представил письменный мотивированный отказ от заключения такого договора, такой договор считается заключенным.

Обязательства сторон по договорам теплоснабжения, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенным до начала переходного периода, прекращаются с даты начала исполнения обязательств сторон по договорам, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в соответствии со статьей 23.8, за исключением договоров, заключенных в соответствии с частями 2.1–2.3 статьи 8, частями 9 и 10 статьи 10, частью 9 статьи 23 Закона № 190-ФЗ.

В ценовых зонах теплоснабжения единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, расположенными в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении тепловой энергии и (или) теплоносителя, объемы которых определяются в соответствии со статьей 23.11 Закона № 190-ФЗ, в отношении мощности источников тепловой энергии, включенных в схему теплоснабжения, которая необходима для обеспечения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в этой системе теплоснабжения, включая мощность источников тепловой энергии, в отношении которых заключены концессионные соглашения и договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При наличии у единой теплоснабжающей организации договора на подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и (или) источников тепловой энергии и необходимости осуществления работ непосредственно на объектах тепловой сети, принадлежащих теплосетевой организации, единая теплоснабжающая организация и указанная теплосетевая организация обязаны включить в договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя условия о порядке, сроках осуществления работ по подключению (технологическому присоединению) теплопотребляющих установок и (или) источников тепловой энергии на объектах тепловой сети, принадлежащих теплосетевой организации, и способы их оплаты, если эти условия не урегулированы в ином договоре, заключенном данными организациями.

Законом № 190-ФЗ также определены условия и порядок подключения к системе теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения, особенности перераспределения нагрузки, особенности вывода источников тепла и тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, а также особенности организации развития систем теплоснабжения поселений и городских округов.

Документ вступил в силу с 31.07.2017.

3. Постановление Правительства РФ от 31.08.2017 № 1053

Указанным постановлением уточнен порядок раскрытия информации организациями, владеющими сетями инженерно-технического обеспечения.

В частности, в Стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570:

 а) подпункты "в" и "г" пункта 25 изложены в следующей редакции:

"в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (в том числе в форме электронного документа), принятии по результатам рассмотрения указанной заявки решения и уведомлении о принятом решении, основания аннулирования заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения, отказа в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения;

г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;";

б) пункт 25 дополнен подпунктом "д" следующего содержания:

"д) регламент подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, сведения о размере платы за услуги по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети "Интернет" и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.";

В) пункт 28 дополнен абзацем следующего содержания:

"Информацию, указанную в пункте 25 настоящего документа, регулируемая организация раскрывает в том числе путем опубликования ее на официальном сайте в сети "Интернет" в обязательном порядке.".

Документ вступает в силу с 05.03.2018.

4. Постановление Правительства РФ от 09.09.2017 № 1089

Указанным постановлением внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации в части оптимизации порядка подключения к системам теплоснабжения.

В частности, изменения внесены в:

1) Правила подключения к системам теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307;

2) Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034;

3) Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403.

В частности, изменения предполагают, что при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора о подключении в отношении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении исполнителя заключить договор о подключении.

Кроме того, изменения коснулись описания порядка взаимодействия исполнителя и заявителя в рамках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

В частности, пункт 13 Правил дополнен абзацами следующего содержания:

- исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами;

- для осуществления процедуры подключения к системе теплоснабжения в ходе заключения договора о подключении исполнитель обеспечивает возможность использования и обмена между исполнителем и заявителем документами как в электронной форме, так и на бумажном носителе;

- исполнитель и заявитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в целях выполнения процедуры подключения к системе теплоснабжения и заключения договора о подключении подписывают предусмотренные настоящими Правилами документы в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Заявитель – физическое лицо в целях выполнения процедуры подключения к системе теплоснабжения и заключения договора о подключении подписывает предусмотренные настоящими Правилами документы в электронной форме простой электронной подписью;

- подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта теплоснабжающей или теплосетевой организации в порядке, установленном исполнителем. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте теплоснабжающей или теплосетевой организации. Для получения идентификатора и пароля заявитель проходит процедуру регистрации на указанном сайте с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета заявителя – для физических лиц, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика – для индивидуальных предпринимателей, основного государственного регистрационного номера и идентификационного номера налогоплательщика – для юридических лиц. Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту прилагаемых в электронной форме к заявке документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом теплоснабжающая или теплосетевая организация обязана обеспечить принятие в электронной форме заявок и прилагаемых документов заявителей, в том числе возможность получения заявителями на безвозмездной основе идентификатора и пароля, сведений об основных этапах обработки заявок в режиме реального времени без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства потребителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с потребителя платы, и без использования специальных аппаратных средств.

Помимо этого, внесены изменения в регламент взаимодействия исполнителя и заявителя в рамках процедуры заключения договора о подключении к сетям теплоснабжения, согласно которым пункт 14 Правил изложен в следующей редакции:

- исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения рассматривает заявку, а также прилагаемые к ней документы и сведения, проверяет их на соответствие перечню документов и сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 48 настоящих Правил;

- отказ исполнителя в приеме к рассмотрению заявки при представлении заявителем всех необходимых сведений и документов, указанных в пунктах 11, 12 и 48 настоящих Правил, не допускается;

- в случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки и перечню прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов;

- в случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение указанного срока исполнитель аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки;

- в случае представления сведений и документов, указанных в пунктах 11, 12 и 48 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах;

- в случае необходимости установления платы за подключение в индивидуальном порядке подписанный проект договора о подключении направляется заявителю в 2 экземплярах в течение 20 рабочих дней со дня установления уполномоченным органом в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения платы за подключение. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении;

- в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагается при необходимости протокол разногласий;

- при направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении и протокола разногласий исполнитель обязан рассмотреть их в течение 10 рабочих дней со дня получения, принять меры к урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении;

- в случае неполучения исполнителем подписанного заявителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от его подписания заявка аннулируется исполнителем не ранее чем через 30 рабочих дней со дня направления заявителю подписанного исполнителем проекта договора о подключении;

- в случае если для осуществления подключения исполнителю требуется заключить договоры о подключении с другими организациями, срок направления проекта договора о подключении увеличивается на срок заключения договоров о подключении с другими организациями;

- в случае если подключение осуществляется не единой теплоснабжающей организацией, срок направления проекта договора о подключении увеличивается на срок согласования условий подключения с единой теплоснабжающей организацией в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Исполнитель обязан уведомить заявителя об увеличении срока направления проекта договора о подключении в течение 3 рабочих дней со дня направления проекта договора о подключении на согласование в единую теплоснабжающую организацию.

Указанным постановлением утверждены также формы акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя, а также акта о подключении объекта к системе теплоснабжения.

Внесенные в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, изменения предусматривают упрощение процедуры допуска в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии.

В частности, пункт 41 Правил дополнен абзацем, в соответствии с которым в случае проектирования узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства требования к приборам учета (технические условия на установку приборов учета) содержатся в условиях подключения, выдаваемых в порядке, установленном Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307.

Пункт 49 Правил дополнен абзацем, в рамках которого проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения. В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются.

Кроме того, пункт 61 дополнен абзацем, в соответствии с которым при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства сведения о допуске узла учета в эксплуатацию указываются в акте о подключении объекта к системе теплоснабжения, составленном по форме, установленной Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307.  В указанном случае составление отдельного акта о вводе узла учета в эксплуатацию не требуется.

В исчерпывающем Перечне процедур в сфере жилищного строительства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403, пункт 93 изложен в следующей редакции:

"93. Подписание акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)".

Документ вступает в силу с 12.12.2017.

5. Приказ ФАС России от 04.07.2017 № 930/17

В рамках исполнения возложенных на ФАС России законом функций, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 867 "О внесении изменений в стандарты раскрытия информации теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и органами регулирования", приказом ФАС России утверждены единые формы раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями согласно приложению к настоящему приказу.

Документ вступил в силу с 21.08.2017.

Связанные услуги

Связанные отрасли

Татаринов_Эненргорынок_Обзор изменений законодательства в сфере теплоснабжения за 3 квартал 2017_11.2017

Скачать файл
Файл добавлен 23.11.2017
Презентация .pdf (414 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение