Аналитика Публикации

31
марта
2015

Федеральный проект создания и эксплуатации Системы взимания платы и перспективы региональных проектов СВП

Ирина Николаева, Младший юрист Практики по проектам в энергетике

Взимание платы с большегрузных автомобилей является распространенной мировой практикой. Проекты по созданию и эксплуатации автоматизированных систем взимания платы уже реализуются в Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии, Австралии. В России аналогичный проект запущен в 2014 году. 29 сентября 2014 года Росавтодором заключено концессионное соглашение с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» о создании и эксплуатации системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (далее – СВП). По условиям концессии ввод СВП в эксплуатацию должен быть осуществлен с 15 ноября 2015 года.

Плательщиками являются владельцы транспортных средств разрешенной массой свыше 12 тонн (ими могут быть как компании, занимающиеся коммерческой перевозкой грузов, так и физические лица). Полученные в счет возмещения вреда средства будут поступать в Федеральный дорожный фонд и в дальнейшем использоваться на нужды содержания и развития автодорожной инфраструктуры.

Тем не менее, проект после ввода в эксплуатацию СВП будет оказывать существенное влияние и на региональную автодорожную инфраструктуру, и только от субъектов РФ зависит, принесет ли такой эффект дополнительный доход региональному бюджету или только вызовет рост расходов региональных бюджетов на ремонт автодорог регионального значения.

Фура идет по пути наименьших издержек

С даты ввода СВП в эксплуатацию владельцы транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн при наличии альтернативного и бесплатного регионального (межмуниципального) маршрута движения, вероятно, будут стремиться выбирать движение по региональным и межмуниципальным автодорогам. За экономию перевозчиков регионы будут расплачиваться повышенным износом автодорог: бесплатный для большегрузных автомобилей проезд обернется для регионов увеличением негативного воздействия на дорожное покрытие. Нельзя списывать со счетов и тот факт, что региональная инфраструктура не приспособлена для дополнительных транзитных потоков – эту функцию обычно принимает на себя федеральная автодорожная сеть.

В случае перераспределения транспортных потоков ущерб региональным и межмуниципальным автодорогам значительно увеличится, что приведет к соразмерному увеличению темпов износа автодорог субъектов РФ без увеличения финансирования на ремонт дорожного покрытия.

На федеральный бюджет надейся, но сам не плошай

В рамках федерального проекта не предусматривается корреляция роста интенсивности движения большегрузных автомобилей и расходов на содержание региональной автодорожной инфраструктуры. В настоящее время не предусмотрено субсидирование бюджетов регионов в связи с возрастанием нагрузки на региональную автодорожную инфраструктуру в результате перераспределения транспортных потоков. В итоге существующих источников формирования средств дорожных фондов субъектов РФ может оказаться недостаточно для финансового обеспечения дорожной деятельности в соответствии с утвержденными нормативами на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог регионального и межмуниципального значения.

Такая ситуация может вылиться в невозможность поддержания текущего состояния автодорог и тем более не позволит осуществить планы субъектов РФ по приведению транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог в соответствие с требования технических регламентов.

Это возможный наихудший сценарий для регионов. Вместе с тем, у субъектов РФ есть альтернативные варианты действий, в том числе связанные с созданием дополнительных источников дохода бюджета.

Выбор варианта действий регионов зависит от конкретной ситуации

В случае, если по территории региона не проходят автодороги, которые могут служить альтернативной для объезда федеральных трасс, ввод федеральной СВП в эксплуатацию может не оказать существенного влияния на износ региональной автодорожной инфраструктуры. Такие регионы в меньшей степени заинтересованы в поисках дополнительных источников пополнения бюджета в связи с созданием СВП, чего нельзя сказать о регионах с развитой системой региональных автодорог, которая может принять на себя транзитные потоки с федеральных трасс. Оптимальным вариантом действий для таких субъектов РФ является создание собственной системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам субъекта РФ транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Региональная система СВП будет выполнять двоякую функцию: компенсировать рост ущерба автодорогам из-за перераспределения транспортных потоков с федеральных трасс, а также компенсировать ущерб от большегрузных автомобилей региональных перевозчиков.

Вариативность создания региональных систем взимания платы

Создание региональных систем взимания платы может осуществляться в двух различных вариантах.

Вариант №1 – автономная СВП

В рамках данного варианта региональная СВП создается как технически и организационно независимый от федеральной СВП проект. При этом разработка технических, юридических, инвестиционных параметров ведется с нуля, а использование опыта федерального проекта ограничен информацией их открытых источников.

Вариант № 2 – сопряженная СВП

Наиболее эффективно региональный проект может быть реализован в случае сопряжения региональной СВП с федеральной системой, и здесь также есть различные вариации. С точки зрения технической организации взаимодействия систем, возможно использование отдельных объектов федеральной СВП в региональной системе, например, бортовых устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, или центров информационной поддержки пользователей. В рамках технического сопряжения систем также возможно организовать обмен информацией между системами, что повысит эффективность контроля за пользователями. В рамках расширенного технического взаимодействия часть функций оператора региональной СВП может быть передана федеральному оператору. Перечень возможных для передачи функций широк: от обработки информации, расчета платы, обслуживания пользователей до ведения лицевых счетов пользователей. Аргументами для реализации проекта по созданию региональной системы СВП с ее сопряжением с федеральной (в зависимости от варианта сопряжения) является наличие необходимой инфраструктуры, создаваемой в рамках федерального проекта. Кроме того, реализации региональных проектов будет способствовать и более тесное информационное взаимодействие уполномоченных региональных органов с Росавтодором. Федеральный проект прошел длительную и скрупулезную подготовку, регионам нет необходимости заново осуществлять ее с нуля. В то же время, говоря о возможной интеграции систем, нельзя забывать о юридических аспектах такого сопряжения. Федеральный концессионер будет получать плату концедента (платежи из бюджета) за создание и эксплуатацию только федеральной СВП. При этом создание объектов региональных СВП в рамках федеральной концессии не допускается действующим законодательством. Соответственно, варианты сопряжения требует тщательной не только технической, но и юридической и организационной проработки. Стоит отметить, что сейчас в рамках федеральной концессии заложена возможность интеграции СВП с иными информационными системами, комплексами и решениями, используемыми государственными органами в транспортной отрасли. Такая интеграция, являясь «дополнительной функцией» федеральной СВП, возможна при условии внесения изменений в условия федеральной концессии. Вместе с тем, в зависимости от объема обязательств, которые будет принимать на себя концессионер при обеспечении интеграции систем, юридическая основа такой интеграции может различаться. В случае, если объем и характер работ по интеграции систем будет сравним с объемом работ по созданию федеральной СВП, может потребоваться заключение отдельного концессионного соглашения. Так или иначе, интеграция систем потребует согласования с Росавтодором, выступающим от имени Российской Федерации в рамках концессионного соглашения.

Для региональных проектов СВП необходима правовая база

Единственным препятствием, отодвигающим сроки реализации региональных проектов по созданию СВП, является отсутствие необходимой правовой базы. Для реализации федерального проекта были внесены изменения в бюджетное, автодорожное законодательство, Кодекс об административных правонарушениях (в части установления ответственности за движение по федеральным автодорогам большегрузных автомобилей без предоставления платы). Аналогичные поправки в федеральное законодательство для реализации региональных проектов уже подготовлены. В то же время, отсутствие принятых поправок в НПА не является препятствием для начала подготовки региональных проектов. По опыту федерального проекта можно с уверенностью утверждать, что предпроектная стадия региональных концессий по созданию и эксплуатации СВП займет длительное время даже с использованием технических наработок, правовых и финансовых решений федерального проекта. Только подготовка концессионного конкурса по наиболее оптимальным расчетам потребует от 6 до 8 месяцев. Таким образом, разработку концепции проекта, проработку технических вопросов региональных СВП и вариантов сопряжения с федеральной системой целесообразно проводить параллельно с процессами корректировки законодательства. Особенно это актуально в случае, если субъекты РФ планируют интегрировать СВП не только с федеральной системой, но и какими-либо региональными автоматизированными системами. Субъекты РФ, начавшие заблаговременную подготовку собственных проектов, будут иметь больше возможностей для маневра при привлечении заемного финансирования: фактор времени в этом вопросе играет далеко не последнюю роль.  Федеральный проект создания и эксплуатации Системы взимания платы и перспективы региональных проектов СВП

Взимание платы с большегрузных автомобилей является распространенной мировой практикой. Проекты по созданию и эксплуатации автоматизированных систем взимания платы уже реализуются в Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии, Австралии. В России аналогичный проект запущен в 2014 году. 29 сентября 2014 года Росавтодором заключено концессионное соглашение с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» о создании и эксплуатации системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (далее – СВП). По условиям концессии ввод СВП в эксплуатацию должен быть осуществлен с 15 ноября 2015 года.

Плательщиками являются владельцы транспортных средств разрешенной массой свыше 12 тонн (ими могут быть как компании, занимающиеся коммерческой перевозкой грузов, так и физические лица). Полученные в счет возмещения вреда средства будут поступать в Федеральный дорожный фонд и в дальнейшем использоваться на нужды содержания и развития автодорожной инфраструктуры.

Тем не менее, проект после ввода в эксплуатацию СВП будет оказывать существенное влияние и на региональную автодорожную инфраструктуру, и только от субъектов РФ зависит, принесет ли такой эффект дополнительный доход региональному бюджету или только вызовет рост расходов региональных бюджетов на ремонт автодорог регионального значения.

Фура идет по пути наименьших издержек

С даты ввода СВП в эксплуатацию владельцы транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн при наличии альтернативного и бесплатного регионального (межмуниципального) маршрута движения, вероятно, будут стремиться выбирать движение по региональным и межмуниципальным автодорогам. За экономию перевозчиков регионы будут расплачиваться повышенным износом автодорог: бесплатный для большегрузных автомобилей проезд обернется для регионов увеличением негативного воздействия на дорожное покрытие. Нельзя списывать со счетов и тот факт, что региональная инфраструктура не приспособлена для дополнительных транзитных потоков – эту функцию обычно принимает на себя федеральная автодорожная сеть.

В случае перераспределения транспортных потоков ущерб региональным и межмуниципальным автодорогам значительно увеличится, что приведет к соразмерному увеличению темпов износа автодорог субъектов РФ без увеличения финансирования на ремонт дорожного покрытия.

На федеральный бюджет надейся, но сам не плошай

В рамках федерального проекта не предусматривается корреляция роста интенсивности движения большегрузных автомобилей и расходов на содержание региональной автодорожной инфраструктуры. В настоящее время не предусмотрено субсидирование бюджетов регионов в связи с возрастанием нагрузки на региональную автодорожную инфраструктуру в результате перераспределения транспортных потоков. В итоге существующих источников формирования средств дорожных фондов субъектов РФ может оказаться недостаточно для финансового обеспечения дорожной деятельности в соответствии с утвержденными нормативами на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог регионального и межмуниципального значения.

Такая ситуация может вылиться в невозможность поддержания текущего состояния автодорог и тем более не позволит осуществить планы субъектов РФ по приведению транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог в соответствие с требования технических регламентов.

Это возможный наихудший сценарий для регионов. Вместе с тем, у субъектов РФ есть альтернативные варианты действий, в том числе связанные с созданием дополнительных источников дохода бюджета.

Выбор варианта действий регионов зависит от конкретной ситуации

В случае, если по территории региона не проходят автодороги, которые могут служить альтернативной для объезда федеральных трасс, ввод федеральной СВП в эксплуатацию может не оказать существенного влияния на износ региональной автодорожной инфраструктуры. Такие регионы в меньшей степени заинтересованы в поисках дополнительных источников пополнения бюджета в связи с созданием СВП, чего нельзя сказать о регионах с развитой системой региональных автодорог, которая может принять на себя транзитные потоки с федеральных трасс. Оптимальным вариантом действий для таких субъектов РФ является создание собственной системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам субъекта РФ транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Региональная система СВП будет выполнять двоякую функцию: компенсировать рост ущерба автодорогам из-за перераспределения транспортных потоков с федеральных трасс, а также компенсировать ущерб от большегрузных автомобилей региональных перевозчиков.

Вариативность создания региональных систем взимания платы

Создание региональных систем взимания платы может осуществляться в двух различных вариантах.

Вариант №1 – автономная СВП

В рамках данного варианта региональная СВП создается как технически и организационно независимый от федеральной СВП проект. При этом разработка технических, юридических, инвестиционных параметров ведется с нуля, а использование опыта федерального проекта ограничен информацией их открытых источников.

Вариант № 2 – сопряженная СВП

Наиболее эффективно региональный проект может быть реализован в случае сопряжения региональной СВП с федеральной системой, и здесь также есть различные вариации. С точки зрения технической организации взаимодействия систем, возможно использование отдельных объектов федеральной СВП в региональной системе, например, бортовых устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, или центров информационной поддержки пользователей. В рамках технического сопряжения систем также возможно организовать обмен информацией между системами, что повысит эффективность контроля за пользователями. В рамках расширенного технического взаимодействия часть функций оператора региональной СВП может быть передана федеральному оператору. Перечень возможных для передачи функций широк: от обработки информации, расчета платы, обслуживания пользователей до ведения лицевых счетов пользователей. Аргументами для реализации проекта по созданию региональной системы СВП с ее сопряжением с федеральной (в зависимости от варианта сопряжения) является наличие необходимой инфраструктуры, создаваемой в рамках федерального проекта. Кроме того, реализации региональных проектов будет способствовать и более тесное информационное взаимодействие уполномоченных региональных органов с Росавтодором. Федеральный проект прошел длительную и скрупулезную подготовку, регионам нет необходимости заново осуществлять ее с нуля. В то же время, говоря о возможной интеграции систем, нельзя забывать о юридических аспектах такого сопряжения. Федеральный концессионер будет получать плату концедента (платежи из бюджета) за создание и эксплуатацию только федеральной СВП. При этом создание объектов региональных СВП в рамках федеральной концессии не допускается действующим законодательством. Соответственно, варианты сопряжения требует тщательной не только технической, но и юридической и организационной проработки. Стоит отметить, что сейчас в рамках федеральной концессии заложена возможность интеграции СВП с иными информационными системами, комплексами и решениями, используемыми государственными органами в транспортной отрасли. Такая интеграция, являясь «дополнительной функцией» федеральной СВП, возможна при условии внесения изменений в условия федеральной концессии. Вместе с тем, в зависимости от объема обязательств, которые будет принимать на себя концессионер при обеспечении интеграции систем, юридическая основа такой интеграции может различаться. В случае, если объем и характер работ по интеграции систем будет сравним с объемом работ по созданию федеральной СВП, может потребоваться заключение отдельного концессионного соглашения. Так или иначе, интеграция систем потребует согласования с Росавтодором, выступающим от имени Российской Федерации в рамках концессионного соглашения.

Для региональных проектов СВП необходима правовая база

Единственным препятствием, отодвигающим сроки реализации региональных проектов по созданию СВП, является отсутствие необходимой правовой базы. Для реализации федерального проекта были внесены изменения в бюджетное, автодорожное законодательство, Кодекс об административных правонарушениях (в части установления ответственности за движение по федеральным автодорогам большегрузных автомобилей без предоставления платы). Аналогичные поправки в федеральное законодательство для реализации региональных проектов уже подготовлены. В то же время, отсутствие принятых поправок в НПА не является препятствием для начала подготовки региональных проектов. По опыту федерального проекта можно с уверенностью утверждать, что предпроектная стадия региональных концессий по созданию и эксплуатации СВП займет длительное время даже с использованием технических наработок, правовых и финансовых решений федерального проекта. Только подготовка концессионного конкурса по наиболее оптимальным расчетам потребует от 6 до 8 месяцев. Таким образом, разработку концепции проекта, проработку технических вопросов региональных СВП и вариантов сопряжения с федеральной системой целесообразно проводить параллельно с процессами корректировки законодательства. Особенно это актуально в случае, если субъекты РФ планируют интегрировать СВП не только с федеральной системой, но и какими-либо региональными автоматизированными системами. Субъекты РФ, начавшие заблаговременную подготовку собственных проектов, будут иметь больше возможностей для маневра при привлечении заемного финансирования: фактор времени в этом вопросе играет далеко не последнюю роль.  

Зусман, Корнев_Дороги Евразии_02.2015

Скачать файл
Файл добавлен 12.08.2015
Презентация .pdf (403 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение