Аналитика Публикации

6
июля
2017

Обзор ключевых изменений законодательства в сфере энергетики в июне 2017

Источник: Информационное агентство "Big Electric Power News"


Юрий Татаринов, Руководитель Практики по проектам в энергетике

1. Постановление Правительства РФ от 24.05.2017 №624

Опубликованным 31.05.2017 г. Постановлением внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ.

Постановление устанавливает обязанность гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и сетевых организаций в течение 20 дней после дня вступления в силу настоящего постановления по размещению на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

- информации о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии (мощности), потребителю услуг по передаче электрической энергии уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии;

- информации об обязанности потребителей (в отношении которых ограничение режима потребления электрической энергии может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям) иметь утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении их энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления электрической энергии;

- информации об ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Постановлением признаны утратившими силу:

- пункт 24 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1998 г. № 392 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1998 году";

- пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 г. № 23 "О неотложных мерах по повышению эффективности работы тепличных предприятий в 1999 году".

В части корректировки порядка введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, данным Постановлением внесены изменения в:

1) Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 г. № 24) (далее – Стандарты № 24), в частности:

- пункт 11 дополнен подпунктом "н" следующего содержания:

"н) о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии (мощности), потребителю услуг по передаче электрической энергии уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.";

- пункт 12 после абзаца шестого дополнен абзацем следующего содержания:

"Информация, указанная в подпункте "н" пункта 11 настоящего документа, подлежит размещению на официальном сайте сетевой организации в сети "Интернет".";

- раздел IV дополнен пунктом 17(3) следующего содержания:

"17(3). Производители, являющиеся субъектами розничных рынков электрической энергии, раскрывают информацию о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии (мощности) уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, путем размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет".";

- пункт 20 дополнен подпунктом "л" следующего содержания:

"л) информацию о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии (мощности) уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.";

- пункт 21 дополнен абзацем следующего содержания:

"Информация, указанная в подпункте "л" пункта 20 настоящего документа, подлежит размещению на официальных сайтах гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих и энергосбытовых организаций в сети "Интернет".".

2) Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – ПНД № 861), в частности:

- Правила № 861 дополнены пунктом 13(3) следующего содержания:

"13(3). В договоре с потребителем услуг по передаче электрической энергии (за исключением потребителей услуг – гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций), сетевых организаций и субъектов оптового рынка электрической энергии, осуществляющих экспорт (импорт) электрической энергии) кроме информации, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил, должны быть указаны выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи абонентский номер и адрес электронной почты такого потребителя услуг, предназначенные для направления ему уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.";

- Пункт 29 изложен в следующей редакции:

"29. Сетевая организация в порядке и по основаниям, которые указаны в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности).

Сетевая организация вправе инициировать в связи с наступлением обстоятельств, определенных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности).

Введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности) не влечет за собой расторжение договора оказания услуг по передаче электрической энергии и не освобождает такого потребителя электрической энергии (мощности) от обязанности оплатить сетевой организации в полном размере стоимость оказанных услуг, а также от ответственности за ненадлежащее исполнение потребителем электрической энергии (мощности) своих обязательств по такому договору.";

- Пункт 50 изложен в следующей редакции:

"50. Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.".

3) Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, в частности:

- абзац первый пункта 196 заменен текстом следующего содержания:

"196. Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения № 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год. При этом:

· период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии;

· период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в период введенного полного ограничения потребления электрической энергии, определяется с даты предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии или с даты составления предыдущего акта о неучтенном потреблении (в зависимости от того, какая из них наступила позднее) до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Если проверка введенного ограничения ранее не проводилась и составление акта о неучтенном потреблении не осуществлялось, период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в период введенного полного ограничения потребления электрической энергии, определяется с даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, указанной в направленном инициатором ограничения режима потребления исполнителю (субисполнителю) уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления (даты, следующей за датой получения исполнителем (субисполнителем) от потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления), до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV настоящего документа.";

Основные изменения внесены в Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

В частности, указанные изменения касаются:

- сокращения этапов процедуры введения ограничения потребления электрической энергии до одного (непосредственно введение ограничения), при этом возможность введения частичного ограничения потребления электрической энергии распространяется на потребителей, ограничение потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, до уровня соответственно технологической и (или) аварийной брони, потребителей, не относящихся к данной категории, но оформивших акт согласования технологической и (или) аварийной брони, – до уровня технологической брони;

- корректировки процедуры самоограничения потребления электрической энергии потребителем;

- расширения перечня способов надлежащего уведомления о введении процедуры ограничения потребления электрической энергии;

описания способов контроля за соблюдением потребителями режима ограничения потребления электрической энергии.

Документ вступает в силу с 29.09.2017

2. Постановление Правительства РФ от 07.06.2017 №683

Вступившим в силу с 21.06.2017 г. Постановлением внесены изменения по вопросам проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности новых генерирующих объектов в целях предупреждения дефицита электрической энергии и мощности.

Изменения внесены в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24, а также в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 (далее – Правила № 1172).

В частности, внесенные в Правила № 1172 изменения предусматривают, что:

- По решению Правительства Российской Федерации, принятому в соответствии с пунктом 101(1) настоящих Правил, в установленные таким решением сроки, но не позднее 1 августа 2017 г., проводится отбор мощности новых генерирующих объектов. Дата начала поставки мощности определяется указанным решением.

- Отбор мощности новых генерирующих объектов, подлежащих строительству на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, проводится по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. Такое предложение формируется на основании заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. В целях формирования указанного заключения системный оператор формирует и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, описание территорий технологически необходимой генерации.

- Продажа мощности по результатам отбора мощности новых генерирующих объектов производится в течение 180 месяцев начиная с установленной Правительством Российской Федерации для соответствующего отбора мощности новых генерирующих объектов даты начала поставки мощности.

- Стоимость мощности, продаваемой по итогам отбора мощности новых генерирующих объектов, определяется по цене, равной произведению сезонного коэффициента и суммы цены на мощность, определенной по результатам такого отбора мощности новых генерирующих объектов, и рассчитанной коммерческим оператором в порядке, предусмотренном разделом XVI настоящих Правил, величины, отражающей фактическую стоимость технологического присоединения генерирующего объекта к сетям газораспределения (магистральному газопроводу) (в случае если основным топливом для объекта генерации является природный газ). Цена на мощность, определенная по результатам отбора мощности новых генерирующих объектов, не подлежит изменению в течение всего периода поставки мощности, указанного в пункте 113 настоящих Правил №1172.

- По договорам купли-продажи мощности, заключенным по результатам отбора мощности новых генерирующих объектов, для которого в соответствии с решением Правительства Российской Федерации о проведении такого отбора допускается отсрочка начала поставки мощности генерирующих объектов, указанный штраф не начисляется с даты начала поставки мощности, установленной для этого отбора указанным решением Правительства Российской Федерации, в течение периода, соответствующего допустимой отсрочке, установленной этим решением Правительства Российской Федерации.

- Объем мощности, составляющий обязательства поставщика по поставке мощности на оптовый рынок с использованием генерирующих объектов, отобранных по результатам отбора мощности новых генерирующих объектов, определяется с учетом допустимого отклонения от объема мощности, определенного по итогам такого отбора, в сторону уменьшения или увеличения, но не более чем на 10 процентов.

Кроме того, внесены изменения в Раздел XVI Правил № 112, в рамках которых:

- Наименование данного Раздела изложено как "Порядок определения величины, отражающей фактическую стоимость технологического присоединения генерирующего объекта к сетям газораспределения (магистральному газопроводу), используемой для определения стоимости мощности, продаваемой по итогам отбора мощности новых генерирующих объектов.

Скорректирован порядок определения величины, отражающей фактическую стоимость технологического присоединения генерирующего объекта к сетям газораспределения.

Документ вступил в силу с 21.06.2017

3. Постановление Правительства РФ от 15.06.2017 №710

Вступающее в силу с 01.07.2017 г. Постановление предусматривает, что на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 1 января 2020 г.:

- установление подлежащих государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа его потребителям, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя в области государственного регулирования тарифов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов);

- допускается установление оптовых цен на газ, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), с дифференциацией для различных категорий потребителей, в том числе установление указанных цен ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления цен выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей;

- тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям могут быть утверждены на срок менее 3 лет;

- установление оптовых и розничных цен на газ, предназначенный для реализации населению Республики Крым и г. Севастополя, осуществляется исходя из целей их поэтапного доведения до уровня оптовых и розничных цен на газ, предназначенный для реализации населению Южного федерального округа.

Кроме того, указанное Постановление устанавливает, что на территории Республики Крым до 1 января 2020 г. организация, занимающаяся добычей газа и его транспортировкой по магистральным газопроводам на территории Республики Крым, в отношении которой осуществляется государственное регулирование оптовых цен на газ, одновременно с представлением в федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) заявления об установлении (изменении) оптовых цен на газ и материалов, указанных в пункте 24 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021, направляет копию указанного заявления и заверенные копии указанных материалов в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым в области государственного регулирования тарифов.

Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым в области государственного регулирования тарифов в месячный срок со дня получения указанных документов представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) заключение об обоснованности предложений такой организации в отношении установления (изменения) оптовых цен на газ. В случае возвращения федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) указанных документов на доработку эта организация в течение 3 дней со дня получения указанных документов уведомляет об этом уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым в области государственного регулирования тарифов в письменной форме.

Кроме того, указанным постановлением признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1518 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере газоснабжения на территориях Республики Крым и г. Севастополя".

Документ вступает в силу с 01.07.2017

4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2017 №713

Вступившим в силу с 29.06.2017 г. Постановлением для целей унификации процесса подключения к сети газораспределения утверждены:

- изменения, которые вносятся в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314);

- типовые формы документов, подлежащих оформлению сторонами в рамках подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения.

В частности, указанным Постановлением утверждены типовые формы:

- запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения;

- технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения;

- заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;

- договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;

- акта о подключении (технологическом присоединении);

- акта разграничения имущественной принадлежности;

- акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон;

акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Документ вступил в силу с 29.06.2017

5. Постановление Правительства РФ от 15.06.2017 №727

Вступающим в силу с 30.06.2017 г. Постановлением внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации в сфере газоснабжения и газификации.

В частности, изменения внесены в: 

- Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317 (далее – Правила № 317).

- Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314 (далее – Правила № 1314).

Так, пункт 49 Правил № 317 изменен и изложен в редакции, предусматривающей, что  организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

В рамках изменений, уточнены определения основных понятий Правил № 1314:

"заявитель" – юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения – юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности;

"исполнитель" – газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, а в случае присоединения объекта сети газораспределения – собственник или иной законный владелец сети газораспределения и (или) газопотребления, к которой производится подключение (технологическое присоединение);";

абзац шестой пункта 2 Правил № 1314 изложен в следующей редакции:

"основной абонент" – юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.

Документ вступил в силу с 30.06.2017

Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение