Аналитика Аналитические обзоры

17
ноября

Критерии соответствия: новые правила для сетевых организаций

Евгений Родин, Партнер, руководитель Практики по проектам в энергетике

Юрий Татаринов, Советник Практики по проектам в энергетике

сети.JPGВступившим с 14.10.2016 в законную силу Постановлением Правительства РФ от 30.09.2016 № 989 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования территориальных сетевых организаций" (далее – Постановление № 989) скорректированы правила регулирования рынка услуг по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций (далее – ТСО), а именно:

  • уточнены условия формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ТСО;

  • дополнены утвержденные ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, (далее – Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО).

Ключевые изменения в подходе к формированию тарифов ТСО

В части изменения условий формирования тарифов Постановление № 989 определяет, что при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии в отношении ТСО не учитываются расходы в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих указанным организациям и имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электроэнергии (мощности) систем.

Так, согласно внесенным изменениям Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике[1] дополнены нормой, исключающей из тарифов для ТСО расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства:

  • принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ТСО;

  • имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления; а также

  • объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке.

Иными словами, законодатель исключил из перечня подлежащих учету в индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ТСО экономически обоснованных затрат расходы на содержание указанных выше объектов электросетевого хозяйства, связанных общими технологическими системами с комплексами по производству электрической энергии (кроме объектов, производящих электрическую энергию для собственных нужд данных владельцев).

Правовые механизмы реализации Постановления № 989

С целью обеспечения выполнения данного требования Постановление № 989 императивно предусматривает правовые механизмы реализации перечисленных изменений, в соответствии с которыми:

  • уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе проверять информацию, представленную ТСО, посредством направления письменных запросов в адрес АО "СО ЕЭС" и Ассоциации "НП Совет рынка" для получения информации об указанных объектах электросетевого хозяйства;

  • в свою очередь, АО "СО ЕЭС" и Ассоциация "НП Совет Рынка" обязаны дать мотивированный ответ на полученный запрос с представлением запрашиваемого заключения в течение 30 дней со дня получения запроса.

Согласно пункту 2 Постановления № 989 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов поручено до 1 ноября 2016 года с учетом изменений, утвержденных Постановлением № 989, пересмотреть индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.

В отдельных субъектах РФ уполномоченные органы в области тарифного регулирования фактически приступили к пересмотру единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

В настоящее время тарифы пересмотрены в Тульской, Тамбовской, Новосибирской областях и Чувашской Республике.

Ужесточение требований к участникам рынка услуг по передаче электрической энергии

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО дополнены пунктом 6 следующего содержания:

"отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства:

  • расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах,

  • принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии".

В частности, данное нововведение предусматривает запрет на одновременное владение имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электроэнергии, и имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по ее производству.

Нарушение данного запрета влечет санкцию в виде лишения владельца объектов электросетевого хозяйства статуса ТСО.

При этом данный запрет не распространяется на:

  • владельцев объектов электросетевого хозяйства, осуществляющих передачу электрической энергии в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

  • владельцев объектов электросетевого хозяйства, осуществляющих передачу электрической энергии на территории Приморского края до 1 января 2018 года;

  • хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно предназначенных для удовлетворения собственных производственных нужд, при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в антимонопольный орган.

Выводы и рекомендации

Указанные изменения приняты в рамках Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации[2], направлены на оптимизацию рынка услуг по передаче электрической энергии и повышение качества услуг ТСО и введены с целью нивелирования практики передачи территориальным сетевым организациям собственниками электростанций распределительных устройств и иного пристанционного оборудования, поскольку в большинстве случаев это приводит к значительному росту тарифов на оказание услуг по передаче электроэнергии.

Во избежание правовых рисков ТСО следует проявлять осмотрительность при планировании сделок с данным имуществом, поскольку лишение статуса сетевой организации влечет предусмотренный статьей 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" №35-ФЗ и пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 05.10.2016) запрет на препятствование владельцами объектов электросетевого хозяйства перетоку электрической энергии и требование за это платы.


[1] Утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

[2] Утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р.

Связанные услуги

Связанные направления

VEGAS LEX_Критерии соответствия новые правила для сетевых организаций_11.2016

Скачать файл
Файл добавлен 17.11.2016
Презентация .pdf (562 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение