Аналитика Аналитические обзоры

25
февраля

ЕЭК не установила нарушений антимонопольного законодательства в повышении цен на авиабилеты во время закрытия КПП "Верхний Ларс"

Александра Васюхнова, Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

Анастасия Чередова, Юрист Коммерческой группы

Александра Вовк, Младший юрист Коммерческой группы

Обложка алерта_ЕЭК о повышении цен на авиабилеты_02.2019.JPGЕвразийская экономическая комиссия (далее – Комиссия) прекратила рассмотрение дела, возбужденного в отношении российских авиакомпаний по признакам злоупотребления доминирующим положением[1].

В июне 2016 года река Терек вышла из берегов, в результате чего был уничтожен участок дороги на границе Грузии и России и приостановлена работа контрольно-пропускного пункта "Верхний Ларс" (далее – КПП "Верхний Ларс"). В период проведения ремонтных работ сухопутное сообщение Грузии и Армении с Россией стало недоступным, в связи с чем единственно возможным способом перевозки пассажиров были воздушные перевозки.

При этом Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения (далее – ГКЗЭК Армении) обнаружила, что сразу после закрытия КПП "Верхний Ларс" произошел рост цен на авиабилеты по маршрутам Ереван – Москва, Ереван – Краснодар, Ереван – Сочи, Ереван – Ростов-на-Дону (в обоих направлениях). В связи с чем ГКЗЭК Армении направила в Комиссию обращение, указывающее на признаки нарушения российскими авиакомпаниями пункта 1 статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС).

Согласно данной норме запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

По результатам проведенного расследования и анализа состояния конкуренции на трансграничном рынке услуг по международной воздушной перевозке пассажиров Комиссия возбудила дело о нарушении правил конкуренции российскими авиакомпаниями. В ходе рассмотрения дела Комиссия направляла запросы о проведении отдельных процессуальных действий в ФАС России, в частности, о проведении исследования систем бронирования авиабилетов.

На основании полученных данных Комиссия установила, что расчет тарифов, применяемых авиакомпаниями, формируется с помощью программных продуктов управления доходностью в автоматическом режиме. Следовательно, сами авиакомпании не влияют на стоимость авиабилетов, в том числе не производят расчеты тарифов на отдельно взятых маршрутах. Цена авиаперевозки определяется программным продуктом, учитывающим рыночные факторы, такие как спрос и предложение на авиабилеты, показатели текущей загрузки, уровень тарифов конкурентов.

При этом используемые российскими авиакомпаниями программные продукты являются объектами интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов третьих стран, не входящих в ЕАЭС. Таким образом, не установив «ручной» корректировки стоимости авиабилетов российскими авиакомпаниями, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в их действиях нарушения правил конкуренции, установленных Договором ЕАЭС, и прекратила рассмотрение дела.

Представляется, что данное решение может иметь важное значение в рамках обсуждения вопроса о распространении юрисдикции Комиссии на антиконкурентные действия, совершенные за пределами ЕАЭС, но непосредственно влияющие на состояние конкуренции на трансграничном рынке.



[1]           Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 04.02.2019 № 23.


VEGAS LEX_Решение ЕЭК в отношении цен на авиабилеты

Скачать файл
Файл добавлен 26.02.2019
Презентация .pdf (1,6 Мб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение