+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

7
ноября
2017

Ведомственная апелляция ФАС России

Подгузова_БАНКнадзор_Ведомственная апелляция ФАС_№2.2017

Скачать файл
Файл добавлен 07.11.2017
Презентация .pdf (126 Кб)

Уже более года в ФАС России работает так называемая ведомственная апелляция, позволяющая хозяйствующим субъектам оспаривать решения территориальных управлений антимонопольного органа во внесудебном порядке. В определенных случаях такая процедура может стать эффективной альтернативой судебному обжалованию.

Кто осуществляет пересмотр решений?

Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) в структуре ФАС России создаются коллегиальные органы, одним из специальных полномочий которых является пересмотр решений и (или) предписаний территориальных управлений ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства.

Структура коллегиальных органов ФАС России в Законе о защите конкуренции не раскрывается. Законодательство лишь указывает, что состав таких органов должен утверждаться руководителем ФАС России. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ведомства, в ФАС России образовано 14 составов Апелляционной коллегии, которые сформированы по сферам деятельности. Кроме того, пересмотром решений территориальных органов может заниматься Президиум ФАС России[1].

Строгое разграничение компетенций Апелляционной коллегии и Президиума ФАС России законодательно не установлено. Как правило, вопросы по пересмотру решений территориальных органов выносятся на Апелляционную коллегию. Президиум ФАС России, в свою очередь, рассматривает только наиболее важные для дальнейшей практики дела[2].

Когда следует подавать жалобу?

Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции в компетенцию коллегиальных органов входит пересмотр только тех решений и (или) предписаний территориальных органов, которые нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Таким образом, подавать жалобу во внесудебном порядке имеет смысл тогда, когда у заявителя имеются доказательства нарушения оспариваемым решением единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. Других оснований для пересмотра во внесудебном порядке Закон о защите конкуренции не устанавливает.

В тех случаях, когда в качестве основания для отмены/изменения решения территориального органа заявитель указывает какие-либо иные нарушения (например, нарушение процедуры рассмотрения дела), коллегиальный орган ФАС России отказывает в удовлетворении жалобы. Так, при рассмотрении жалобы ИП Галимова А.Ш. на решение и предписания № 1 и № 2 УФАС по Республике Татарстан от 13.05.2016 по делу № 05-435/2015 ФАС России указала, что часть доводов заявителя не подлежит рассмотрению в порядке пересмотра по статье 23 Закона о защите конкуренции, поскольку такие доводы связаны с нарушением процедуры возбуждения и рассмотрения дела, обоснованностью размера взимаемой платы за дачу разрешения на технологическое присоединение к сетям газоснабжения, что не входит в пределы рассмотрения Апелляционной коллегии.

Коллегиальный орган также отказывает в удовлетворении жалобы, когда она и прилагаемые к ней документы не содержат обоснования нарушения территориальным органом единообразия применения антимонопольного законодательства[3].

Как доказать нарушение единообразия?

Наиболее распространенным видом доказательств являются решения территориальных органов ФАС России. Заявители стремятся привести как можно больше примеров того, что сложившаяся практика по аналогичным делам противоречит оспариваемому решению. Коллегиальные органы ФАС России анализируют представленные примеры и, если такие примеры действительно подтверждают нарушение единообразия, отменяют оспариваемое решение[4].

Преимуществом при доказывании будет также факт признания решений территориальных органов, на которые ссылается заявитель, законными и обоснованными в судебном порядке. Ссылки на решения территориальных управлений, подтвержденные решениями судов различных инстанций, широко используются коллегиальными органами[5].

В случае если по спорному вопросу имеются разъяснения ФАС России, ссылка на такие разъяснения может существенно усилить позицию заявителя. Так, в мотивировочной части решения по жалобе Щербакова Н.А. на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26.08.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 88/2016 коллегиальный орган ссылается на несколько писем и разъяснений ФАС России, обосновывая вывод об изменении решения территориального органа.

Обжалуемые решения территориальных органов могут быть оценены на предмет соответствия единообразию практики применения антимонопольного законодательства и иными способами.

Например, в Решении по жалобе ПАО "Волгоградэнергосбыт" на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 12.08.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 16-01-10-04-04/185 Апелляционная коллегия указала, что оспариваемое решение противоречит позиции, направленной ФАС России в территориальные органы в рамках оказания методической помощи. Это послужило основанием для отмены решения территориального управления.

На заседании коллегиального органа также может исследоваться мнение независимых экспертов – членов Ассоциации антимонопольных экспертов[6]. Такое мнение имеет существенное значение для формирования итогового решения коллегиальных органов и может как подтвердить позицию заявителя, так и опровергнуть ее[7].

Процедура обжалования

Процедура обжалования актов территориальных управлений ФАС России закреплена в частях 6–16 статьи 23 Закона о защите конкуренции, а также в Приказе ФАС России от 07.04.2016 № 422/16 "О порядке работы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы" (далее – Порядок работы коллегиальных органов).

Срок обжалования решения или предписания территориального органа составляет один месяц со дня принятия соответствующего акта (часть 6 статьи 23 Закона о защите конкуренции). При этом действующее законодательство не предусматривает возможности продлить или восстановить пропущенный срок даже по уважительной причине, что также подтверждается судебной практикой[8]. В случае пропуска срока обжалования ФАС России вернет жалобу без рассмотрения по существу, а у заявителя останется возможность оспорить решение территориального органа в судебном порядке[9].

Возможность подавать жалобу предусмотрена для лиц, участвовавших в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Однако правоприменительная практика свидетельствует о том, что, даже если территориальный орган изначально не привлек к рассмотрению дела лицо, которое должен был привлечь в силу закона, это не лишает такое лицо права на подачу жалобы в коллегиальный орган.

Такая позиция была высказана в решении по жалобе ООО Центр по разработке и внедрению информационных технологий "ГРАНД" на решение УФАС по Магаданской области от 17.02.2016 по делу № 02-9/10-2015, а также подтверждена судами[10]. В данном деле первоначальный заявитель жалобы на действия другого лица впоследствии успешно оспорил в ведомственной апелляции решение территориального органа о прекращении антимонопольного дела. Ответчик по первоначальному делу пытался обжаловать решение коллегиального органа в судебном порядке, ссылаясь на то, что у Апелляционной коллегии отсутствовали основания по рассмотрению жалобы, так как первоначальный заявитель не был привлечен территориальным органом к рассмотрению дела и не являлся лицом, участвующим в деле.

Однако суды всех инстанций отклонили данный довод как несостоятельный, указав, что в силу статьей 42, 44 Закона о защите конкуренции территориальный орган должен был привлечь подателя жалобы к участию в деле в качестве заявителя. Незаконное непривлечение заявителя к участию в деле не может являться препятствием к обжалованию вынесенного территориальным органом акта.

Срок рассмотрения жалобы в коллегиальном органе составляет два месяца с момента получения жалобы. В случае выявления необходимости дополнительного исследования документов (информации), требуемых для рассмотрения жалобы, указанный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (часть 8 статьи 23 Закона о защите конкуренции). Таким образом, общий срок рассмотрения жалобы не должен превышать трех месяцев с момента поступления жалобы в ФАС России.

Важно отметить, что действующее законодательство не содержит положений, которые бы четко регламентировали процедуру подачи жалобы в коллегиальный орган, а также содержание и форму такой жалобы. ФАС России еще в конце 2015 года был подготовлен проект приказа "Об утверждении Регламента пересмотра коллегиальными органами Федеральной антимонопольной службы решений и (или) предписаний территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства"[11]. Однако указанный проект не был подписан и не вступил в силу.

Таким образом, в отсутствие установленных требований к жалобе рекомендуется подавать ее с соблюдением требований, которые обычно предусмотрены для жалоб в ФАС России по иным вопросам: в письменной форме, с указанием информации о заявителе, за подписью заявителя или его представителя, а также с подробным описанием и обоснованием нарушения, допущенного территориальным органом, с акцентом на нарушение единообразия правоприменительной практики.

Рассмотрение жалобы на акты территориальных органов осуществляется путем проведения заседаний коллегиального органа. Часть 9 статьи 23 Закона о защите конкуренции, а также пункт 10 Порядка работы коллегиальных органов предоставляют лицам, участвующим в деле, право участвовать в заседании по рассмотрению жалобы. При этом такие лица имеют возможность заявить ходатайство об участии в заседании коллегиального органа путем использования систем видео-конференц-связи, что может существенно сэкономить время и затраты на представление своих интересов.

По результатам заседания коллегиальный орган принимает решение, которое должно быть мотивированным и содержать результаты обсуждений. Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган может оставить жалобу без удовлетворения либо отменить или изменить решение/предписание территориального органа.

Решение коллегиального органа подлежит изготовлению в полном объеме в течение пяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения (часть 14 статьи 23 Закона о защите конкуренции). В течение пяти рабочих дней с момента изготовления такого решения оно должно быть размещено на официальном сайте ФАС России. С момента размещения полного текста решения коллегиального органа оно вступает в силу (часть 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Важно отметить, что обжалование решения территориального управления в коллегиальный орган ФАС России не лишает лицо права на одновременную подачу заявления в арбитражный суд. Кроме того, решение коллегиального органа также может быть оспорено в судебном порядке в течение месяца с момента вступления такого решения в силу (часть 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции).

Подводя итоги

Статистика свидетельствует, что механизм внесудебного обжалования решений территориальных антимонопольных органов функционирует довольно успешно: более трети жалоб привели к положительным результатам для заявителей[12]. Однако, с другой стороны, количество фактов обращения с подобными жалобами остается сравнительно небольшим.

Причины этого могут быть связаны с наличием определенных пробелов в регулировании процедуры составления, подачи и рассмотрения жалоб, а также с существенным ограничением пределов рассмотрения жалоб коллегиальными органами ФАС России.

Однако, несмотря на указанные факторы, ведомственная апелляция имеет большой потенциал. Установленная процедура значительно оперативнее судебного оспаривания. Более того, активное использование введенного механизма поможет сделать практику территориальных органов единообразной, а также приведет к разгрузке судов.




[1] См. http://fas.gov.ru/press-center/fas-in-media/detail.html?id=47443.


[2] См. там же.


[3] См., например, Решение по жалобе ООО "Газстройсервис" на решение УФАС по Краснодарскому краю от 19.05.2016 по делу № 412/2015.


[4] См., например, Решение Президиума ФАС России по жалобе ГУП МО "Мособлгаз" на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 08.06.2016 по делу № 1-10-1918/77-15.


[5] См., например, Решение по жалобе АО "Оборонэнергосбыт" на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16.02.2016 по делу № 79-186-15/5; Решение по жалобе Деева А.Ю. на решение Тульского УФАС России от 11.11.2016 № 03-03/06-2016.


[6] Примечание. Ассоциация антимонопольных экспертов (ранее НП "Содействие развитию конкуренции").


[7] См., например, Решение Президиума ФАС России № 16-5-1/1 от 13.04.2016 по жалобе ООО "Башкирская лифтовая компания" на решение УФАС по Республике Башкортостан от 31.12.2015 по делу № А-136/16-15; Решение Президиума ФАС России по жалобе АО "Мединторг" на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 22.02.2017 по делу № 05-15/32-16.


[8] См. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 № 09АП-6108/2017 по делу № А40-216779/16.


[9] Примечание. Возможность оспаривания решения территориального органа в судебном порядке сохраняется до истечения срока на подачу заявления в суд, установленного АПК РФ (3 месяца).


[10] См. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2017 № Ф05-4976/2017 по делу № А40-145056/2016.


[11] Текст проекта доступен в Системе Консультант+ либо по ссылке: http://regulation.gov.ru/projects#npa=42694.


[12] Примечание. Вывод сделан на основании анализа решений коллегиальных органов ФАС России с момента начала деятельности по июль 2017 года.




Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение