+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

22
декабря
2008

Выкуп акции по требованию акционеров при реорганизации акционерного общества

Коллектив авторов, VEGAS LEX

Право акционера в предусмотренных законом случаях требовать от акционерного общества вы­купа принадлежащих ему акций можно рассмат­ривать в качестве одной из важнейших гарантий имущественных интересов инвесторов. Обуслов­лено это тем, что данное право «работает» в том числе при соблюдении всех корпоративных про­цедур в акционерном обществе и в целом приз­вано обеспечивать не процедурную «чистоту», а позицию акционера относительно стратегическо­го курса акционерного общества и инвестицион­ной привлекательности его акций. Статьей 75 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту — «Закон об АО») в качестве одного из оснований возникновения у акционеров пра­ва требовать выкупа акционерным обществом всех или части принадлежащих им акций логич­но предусмотрена реорганизация общества.

В настоящей работе освеща­ется ряд практических аспектов и проблем, с которыми сталкива­ются акционерное общество и акционеры на различных этапах процедуры выкупа акций в слу­чае его реорганизации.

Кто имеет право требовать выкупа акций?

Как известно, правом требо­вать выкупа акций наделяются акционеры — владельцы голосу­ющих акций, если они голосова­ли против принятия решения о реорганизации, либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу (пункт 1 статьи 75 Закона об АО).

Применительно к реоргани­зации акционерного общества это означает, в частности, что правом требовать выкупа в рав­ной степени обладают владель­цы обыкновенных и привилеги­рованных акций общества, пос­кольку последние в силу пункта 4 статьи 31 Закона об АО участву­ют в общем собрании акционе­ров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации обще­ства. Список лиц, имеющих право требовать выкупа обществом при­надлежащих им акций, составляемый в соответствии и пунктом 2 статьи 75 Закона об АО, должен быть оформлен с учетом этого обстоятельства.

Практическое значение ука­занного списка состоит в том, что лицо, которое стало владель­цем акций после даты его состав­ления (и соответственно в список не включено), не имеет права требовать выкупа акций.  Этот вывод сохраняет силу и в том случае, когда продавец акций в соответствии с указаниями ново­го владельца голосовал против принятия решения о реоргани­зации.

Наряду с «объективным» огра­ничением круга правообладате­лей можно выделить и субъек­тивную предпосылку права тре­бовать выкупа акций, а именно отказ акционера поддержать ре­шение о реорганизации общест­ва. И если с голосованием «про­тив» особых вопросов не возни­кает, то формула «не принимал участия в голосовании» предс­тавляет определенный практи­ческий интерес.

Так, в случае, если акционер зарегистрировался для участия в собрании, но не сдал бюллетень для голосования или не проста­вил в бюллетене вариант голосо­вания по вопросу о реорганиза­ции, то он сохраняет право предъявления требования о вы­купе. Этот вывод обусловлен тем, что общее собрание акционеров проводится с целью принятия решений путем активного воле­изъявления акционеров — то есть голосования, а не пассивно­го присутствия на собрании.

Напротив, данным правом не будет обладать акционер, сдав­ший заполненный бюллетень с вариантом «воздержался» — по­добное волеизъявление является одной из предусмотренных зако­ном форм голосования, поэтому в такой ситуации нельзя счи­тать, что акционер не участвовал в голосовании[1].

В какой момент возникает право требовать выкупа акций?

В течение достаточно долгого времени судебно-арбитражная практика связывала момент воз­никновения права акционера требовать выкупа акций не с принятием общим собранием ак­ционеров одного из решений, предусмотренных в статье 75 За­кона об АО, а с исполнением та­кого решения. Однако в 2006 го­ду Президиум ВАС РФ в поста­новлении по конкретному делу указал на неправильность сло­жившегося толкования судами норм акционерного законода­тельства[2].

Действительно, в буквальном прочтении норма пункта 1 статьи 75 Закона об АО указыва­ет не на принятие решения о ре­организации, а собственно на ре­организацию. Между тем, само принятие такого решения, оче­видно демонстрирующее, что об­щество намерено провести реор­ганизацию, может отразиться на его экономическом положении, повысить или, напротив, пони­зить его инвестиционную привлекательность, повлиять на ры­ночную стоимость акций общест­ва. Не случайно пункт 3 статьи 75 Закона об АО предусматривает выкуп акций по цене не ниже ры­ночной стоимости, которая должна быть определена незави­симым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникно­вение права требования оценки и выкупа акций. Обращает на себя внимание и тот факт, что срок для предъявления требований к обществу о выкупе акций начи­нает течь с момента проведения общего собрания акционеров (аб­зац 2 пункта 3 статьи 76 Закона об АО), а не с момента исполне­ния принятого акционерами ре­шения.

Наконец, «привязка» момента возникновения права требовать выкупа акций к состоявшейся реорганизации акционерного об­щества противоречила бы фор­мальной логике. В случае завер­шения реорганизации общества в одной из форм, приводящих к прекращению деятельности ре­организуемого юридического ли­ца, акционер перестанет быть владельцем акций реорганизо­ванного общества, как не будет и самого общества, к которому та­кой акционер мог бы предъявить требование о выкупе акций.

По какой цене производится выкуп акций?

Как уже отмечалось ранее, статья 75 Закона об АО предус­матривает, что выкуп акций об­ществом осуществляется по це­не, определенной советом дирек­торов (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть установлена независимым оцен­щиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа ак­ций. Поскольку в данном случае для органа управления акцио­нерного общества предусмотре­на обязательность величины стоимости объекта оценки, ука­занной независимым оценщи­ком, при принятии решения о выкупе акций по цене, не соотве­тствующей стоимости, приве­денной в отчете независимого оценщика, такое решение совета директоров (наблюдательного совета) рассматривается как не имеющее юридической силы[3].

Схожим эффектом с точки зрения защиты прав акционеров обладает и полный отказ органов управления акционерного обще­ства от выполнения процедур, связанных с проведением оцен­ки рыночной стоимости акций. Обусловлено это тем, что зако­ном и правоприменительной практикой за акционерами не признается право на иск об обязании органов управления юри­дического лица совершить конк­ретные действия по определе­нию рыночной стоимости акций (в аспекте права на удовлетворе­ние такого иска).

Надлежащим способом защи­ты нарушенных прав акционера в рассматриваемом случае будет требование об обязании общест­ва выкупить акции, причем на определенных условиях. Соответственно, в порядке подготовки к судебному разбирательству обществу — ответчику (реже — са­мому истцу) в любом случае при­дется проводить оценку, посколь­ку в решении суда об обязании акционерного общества выку­пить акции необходимо указы­вать цену акций, подлежащих выкупу[4].

В каком порядке осуществляется выкуп акций?

Требование акционера о вы­купе принадлежащих ему акций, направляемое в общество в пись­менной форме, должно с содер­жательной стороны отвечать требованиям пункта 3 статьи 76 Закона об АО. Новеллой, введен­ной Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 146-ФЗ, стало требование об удостоверении подписи акционера — физичес­кого лица или его представителя (нотариально или держателем реестра владельцев именных ценных бумаг общества).

Тем же законом пункт 3 статьи 76 Закона об АО дополнен еще двумя нормами. Во-первых, акционерам предоставлена воз­можность отозвать ранее нап­равленное требование о выкупе до истечения срока, установлен­ного для предъявления таких требований (в течение 45 дней с даты принятия решения о реор­ганизации акционерного обще­ства). Во-вторых, акционер, нап­равивший требование о выкупе акций, лишается права совер­шать с этими акциями какие-ли­бо операции, о чем держателем реестра (или депозитарием, если акции учитываются на счете депо), вносится соответствующая запись по лицевому счету (счету депо). Порядок действий по бло­кированию операций с акция­ми предусмотрен Приказом ФСФР России от 5 апреля 2007 г. № 07-39/пз-н «Об утверждении Положения о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуще­ствления депозитарного учета в случаях выкупа акций акционер­ным обществом по требованию акционеров».

Выкуп акций у акционеров, предъявивших требования об их выкупе, должен быть завершен в течение 30 дней после истечения срока предъявления требований. Держатель реестра владельцев именных ценных бумаг общест­ва вносит в реестр записи о пере­ходе права собственности на вы­купаемые акции на основании документов, указанных в пункте 4 статьи 79 Закона об АО. При этом договоры купли-продажи акций и передаточные распоря­жения не оформляются, а подт­верждением заключения догово­ра будут являться требование акционера о выкупе и документ, подтверждающий исполнение обществом обязанности по опла­те акций, а также отчет об итогах предъявления акционерами тре­бований о выкупе принадлежа­щих им акций — в случае, когда акции выкупаются обществом не в полном объеме.

Такая возможность обуслов­лена тем, что в силу пункта 5 статьи 76 Закона об АО общая сумма средств, направляемых акционерным обществом на вы­куп акций, не может превышать 10 процентов стоимости чистых активов общества на дату приня­тия решения о реорганизации. Если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превыша­ет количество акций, которое мо­жет быть выкуплено обществом с учетом этого ограничения, ак­ции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.

На практике нередко встреча­ются ситуации, когда на момент принятия решения о реоргани­зации у акционерного общества имеются «отрицательные» чис­тые активы. Не исключена и воз­можность, при которой акцио­нерное общество заранее, еще на этапе созыва соответствующего общего собрания акционеров, обоснованно рассчитывает, что на дату принятия решения акти­вы будут отрицательными. Пола­гаем, что и в этом случае общест­во обязано в полном объеме вы­полнить процедуры, связанные с выкупом акции, поскольку ника­ких исключений на этот счет за­коном не предусмотрено.

Доку­ментом, завершающим процеду­ру выкупа, в подобной ситуации будет отчет совета директоров об итогах предъявления акционе­ром или акционерами требова­ний о выкупе принадлежащих им акций. В нем, по мнению ав­тора, должно быть указание на то, что общество не вправе про­изводить выкуп акций в связи с тем, что его чистые активы на дату принятия решения о реор­ганизации составили отрица­тельную величину.

Еще одной новеллой Закона об АО в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 146-ФЗ стало исключение из пункта 6 статьи 76 требования о погаше­нии акций, выкупленных в слу­чае реорганизации акционерного общества. Фактически на эти ак­ции распространен общий поря­док реализации акций, поступив­ших в распоряжение общества.

Завершая краткий обзор практических аспектов выкупа акций при реорганизации акци­онерных обществ, нельзя не от­метить ключевую, на наш взгляд, проблему, пока не нашедшую ре­шения в законодательстве и пра­воприменительной практике.

Речь идет об отсутствии спо­собов защиты интересов акцио­неров общества, которое не вы­полнило обязанности по выкупу акций и прекратило свою дея­тельность в результате реоргани­зации. Как уже отмечалось ра­нее, в такой ситуации акционер более не является владельцем ак­ций реорганизованного общест­ва, и отсутствует само общество — обязанный субъект, к которому такой акционер мог бы предъя­вить требование о выкупе акций. Возможно, данная проблема бу­дет учтена при разработке про­екта Федерального закона «О реорганизации коммерческих ор­ганизаций», хотя известная нам опубликованная редакция про­екта никаких указаний на этот счет не содержит.


[1] Указанная позиция впервые была отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 июня 2004 г. № 1098/04. устранившем имевшуюся в судебной практике неопределенность в вопросе о последствиях голосования на общем собрании акционеров по варианту «воздержался»: соответствующие действия квалифицированы как участие в голосовании.

[2] Постановление Президиума ВАС РФ от 25 апреля 2006 г. N 16401/05 по делу №. А40-59353/04-55-584 по иску об обязании открытого акционерного общества выкупить обыкновенные акции. 

[3] Пункт 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. № 92 -О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком.

[4] Пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение