Analytics Publications

3
March
2020

Проверка на прочность. Энергосбытовые компании «созрели» для лицензирования

Source Power and Industry of Russia


Yuriy Tatarinov, Head of Energy practice

Как сообщил «ЭПР» замглавы мин­энерго РФ Юрий Маневич в декабре 2019 г., введение механизма лицензирования позволит контролировать платежную дисциплину энергосбытовых компаний и контролировать качество обслуживания потребителей электроэнергии.

Уже внесены изменения в Кодекс об административных правонарушених (КоАП), предусматривающие административную ответственность за нарушение лицензионных требований и осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии. Внесены поправки в Закон от 26 марта 2003 № 35‑ФЗ «Об электроэнергетике», определяющие лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности (включая отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц сведений о нахождении лицензиата или соискателя лицензии в процессе ликвидации, отсутствие в отношении лицензиата или соискателя процедуры ликвидации или банкротства).

На очереди – утверждение Правительством РФ Положения о лицензировании, регламентирующего порядок выдачи лицензий, перечень необходимых для получения лицензий документов, правила проверки соответствия лицензионным требованиям и организации внеплановых проверок.

Хорошо забытое старое

Проект Положения о лицензировании, включенный в «Стратегические задачи лицензирования энергосбытовой деятельности» Минэнерго РФ, включает ряд требований к финансовому состоянию и дисциплине энергобытовых компаний, в том числе – контроль текущих платежей не менее 70 %, контроль платежной дисциплины в виде подтвержденных судом долгов за год в размере не более среднемесячной стоимости услуг.

Предусмотрены и требования к контролю общей финансовой устойчивости. Так, оборачиваемость общей кредиторской задолженности должна составлять не более 55 дней, обороты по банковским счетам должны соответствовать минимум 80 % от общих обязательств на рынках электроэнергии и мощности. Доля просроченной кредиторской задолженности должна составлять не более 20 %, при этом компания должна подтвердить свою способность погасить имеющиеся кредиты за 6 лет. Предусмотрены и требования к качеству обслуживания потребителей, включая наличие достаточного количества центров очного обслуживания клиентов.

В настоящее время, подчеркивает Юрий Маневич, контроль качества таких услуг отсутствует, так что федеральные органы, Администрация Президента, Правительство РФ «завалены жалобами граждан».

– Лицензирование энергосбытовой деятельности – не что иное, как хорошо забытое старое, – напоминает советник практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX Юрий Татаринов. – Вплоть до 2012 года законодательство РФ предусматривало лицензирование энергосбытовой деятельности. К сожалению, это не уберегло поставщиков энергии и сетевых компаний от негативных последствий ухода с рынка ряда крупных энергосбытовых компаний.

Устранить звенья

Одно из вероятных последствий введения механизма обязательного лицензирования энергосбытов, о котором говорят опрошенные «ЭПР» эксперты, – постепенное сокращение числа энергосбытовых компаний и (или) их постепенное укрупнение, а также «перехват» сетевыми организациями функций энергосбытовой деятельности в ряде наиболее проблемных регионов.

– В какой‑то степени это повысит эффективность энергоснабжения, поскольку будут устранены промежуточные и проблемные звенья в цепочке поставщик – потребитель, – считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. – С другой стороны, это может привести к снижению конкуренции и росту монополизации локальных рынков.

Впрочем, масштабного передела рынка ждать не стоит, с учетом того что изменения в Закон об электроэнергетике, предусматривающие переход к обязательному лицензированию энергосбытовых компаний, были внесены еще в декабре 2017 года, считает Юрий Татаринов.

– У энергосбытовых компаний было достаточно времени для того, чтобы обеспечить выполнение минимальных требований в части лицензирования. Тем не менее, вопросы, связанные с выполнением энерго­сбытовыми компаниями требований о «нормативе» минимальной задолженности за услуги по передаче электрической энергии, зачастую носят системный характер. Они зависят от особенностей тарифного регулирования в том или ином регионе. По этой причине отдельные энергосбытовые компании могут впоследствии «уйти» с рынка, – уверен эксперт.

Осторожность в оценках относительно доли энергосбытовых компаний, которые могут покинуть рынок, проявляет и некоммерческое партнерство «Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний». «Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности, которое должно прояснить многое, еще не вышло», – поясняет Ассоциация. – Это затрудняет прогнозирование относительно того, у кого из энергосбытовых компаний больше шансы получить лицензию и остаться на рынке. Тем не менее мы можем сказать, что большинство замечаний энергосбытового сообщества были в той или иной мере учтены разработчиками в рамках процедуры общественного обсуждения проекта постановления «О лицензировании энергосбытовой деятельности».

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.eprussia.ru/epr/385/3211758.htm


Related services

Related areas

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement