21 November 2019 |
Верховный Суд РФ допустил возможность привлечения частных охранных организаций к физической защите опасных производственных объектов нефтяной, нефтехимической, газовой и газохимической промышленностиVictor Petrov, Partner, Head of Litigation practice Stanislav Matushov, Head of Public Law Disputes & Corporate Defense group После образования Росгвардии[1] и передачи данному органу полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) на практике стали возникать проблемы, связанные с привлечением частных охранных организаций к обеспечению защиты объектов ТЭК.
Как показывает административная и судебная практика, основной причиной тому послужило применение ограничений, установленных Перечнем объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (Приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 "Вопросы частной охранной деятельности" (далее – Перечень)). В частности, пункт 21 Перечня ограничивает деятельность частных охранных организаций на объектах электроэнергетики[2], объектах нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенных к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ. Между тем указанное нормативное положение противоречит статьям 9 и 12 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", допускающим частную охранную деятельность на объектах ТЭК. Указанную правовую коллизию устранил Верховный Суд РФ решением от 21.08.2019 по делу № АКПИ19-453, в котором признал пункт 21 Перечня недействующим в той мере, в какой распространяется запрет на осуществление частной охранной деятельности в отношении объектов нефтяной, нефтехимической, газовой и газохимической промышленности вне зависимости от категории объектов и паспорта безопасности[3]. Признание пункта 21 Перечня частично недействующим означает, что указанная норма не порождает правовых последствий в оспоренной части и, следовательно, к физической защите опасных производственных объектов нефтяной, нефтехимической, газовой и газохимической промышленности могут быть допущены частные охранные организации. Негативные решения судов для субъектов ТЭК, в которых применены оспоренные положения пункта 21 Перечня, могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам в соответствии с положениями процессуального законодательства. Читать полную версию аналитического обзора. [1] Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. [2] Гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, геотермальные станции. [3] Решение оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, резолютивная часть которого оглашена 14.11.2019. |
Related areas
VEGAS LEX_ВС РФ допустил ЧОО к защите опасных производственных объектов_11.2019
Download fileFile added | 21.11.2019 |
Presentation | .pdf (628 Кб) |