Аналитика Публикации

29
июня
2016

Что надо знать об обмене налоговой информацией, чтобы спать спокойно

Источник: Деловой журнал РБК


12 мая 2016 года в Пекине руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин подписал декларацию к Берлинскому соглашению об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам.

Это соглашение появилось в октябре 2014 года как механизм ускоренного согласования двусторонних договоренностей государствами, желающими вести такой обмен.

Оно было призвано решить проблемы действующего механизма обмена. И Конвенция (1988 года) о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, и отдельные соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют ФНС России (как и другим национальным налоговым службам) получать информацию только по запросу. Для запроса нужно обязательно указать установочные данные относительно субъекта проверки, что резко ограничивает объем получаемых данных.

После того как глава ФНС оформил присоединение России к соглашению, последовали официальные комментарии. Из них можно было сделать вывод, что с 2018 года Россия получит исчерпывающую информацию о россиянах, скрывающих свои активы за рубежом от всех стран — подписантов этой декларации (на тот момент без России их было 80, сейчас 81).

Но на самом деле не все так просто. На пути доступа к полному объему интересующей налоговиков информации уже сейчас стоит множество препятствий. Каких?

Что нужно, чтобы запустить автообмен

До момента согласования двусторонних договоренностей и введения в национальное законодательство соответствующих правил подписание декларации не налагает на страну-подписанта каких-либо обязательств.

Для того чтобы Берлинское соглашение начало действовать, нужно направить в секретариат его координационного органа уведомление о готовности всего необходимого национального законодательства страны-подписанта. В том же уведомлении должна быть и техническая информация о предполагаемых методах защиты данных.

Но на сегодняшний день порядок уведомления странами-подписантами секретариата ОЭСР еще даже не разработан.

Группа риска для автообмена

Принятый ОЭСР в 2014 году единый стандарт автоматического обмена информацией предполагает, что в автоматический обмен попадут только пассивные нефинансовые организации с контролирующими их лицами, а также нерезидентные держатели финансовых счетов. Что это значит?

Если говорить о типичных офшорных компаниях с Британских Виргинских островов, Сейшел, Каймановых островов, у которых нет обязанности уплачивать налог на корпорации, — они, конечно же, первые претенденты на попадание в автообмен по месту нахождения их банковских и других финансовых счетов.

А вот, например, кипрские, мальтийские, ирландские, сингапурские и даже гонконгские активные резидентные компании, которые являются обычными плательщиками корпоративного налога, такой участи избегут.

Затруднения исполнителей

Устанавливать и собирать информацию в отношении лиц, которые попадут в автообмен, будут именно банки и другие подотчетные финансовые организации, а не иностранные налоговые органы. О том, в какую страну должна пойти информация, банкам должны сообщить сами клиенты через механизм самосертификации.

Клиенты укажут своим банкам, в какой стране они являются налоговыми резидентами и уплачивают соответствующие налоги. Соответственно, в такие страны информация и должна пойти, если между государством нахождения банка и страной налогового резидентства такого лица согласован автоматический обмен.

Нюансов сбора информации настолько много, что на настоящий момент банки весьма нечетко понимают весь механизм и ожидают дальнейших разъяснений регуляторов.

Например, спорным моментом является ситуация, когда у всех акционеров компании размер участия не превышает 25%, а иным образом не представляется возможным определить контролирующее лицо. Тогда, по логике, им может быть признан единоличный исполнительный орган или его топ-менеджер.

Это не штраф, это изъятие собственности

До сих пор речь шла о бюрократических препонах, которые, как показывает практика, не всегда вовремя, но все же снимаются. Но есть и другие ограничения, которые могут оставить российских налоговиков без информации от целого ряда стран-подписантов.

Для иностранных государств, где находятся счета российских валютных резидентов, российские незаконные валютные операции не являются даже правонарушениями. И любое использование полученной информации для наложения штрафов в размере 100% сокрытой суммы (как это и предполагается нынешним российским законодательством) может быть признано необоснованным — с отказом в ведении автоматического обмена. Ведь изъятие частной собственности не в форме налогов будет прямо противоречить задачам автоматического обмена.

Основанием для таких решений может стать обширная практика Европейского суда по правам человека, которая подтверждает, что российские стопроцентные штрафы за незаконные валютные операции являются непропорциональным наказанием.

Кто может стать партнером России

Чтобы Россия начала получать информацию от желаемых иностранных партнеров, ей требуется представить список таких стран в ОЭСР. Автоматический обмен начнется, только если в соответствующих списках этих стран также окажется Россия.

Кстати, важно помнить, что эта договоренность по Берлинскому соглашению не является обязательством. Это лишь акт взаимности, действие которого может быть прекращено в любое время простым уведомлением другой стороны.

Налоговый департамент Минфина Кипра опубликовал на своей официальной интернет-странице перечень стран, с которыми намерен обмениваться финансовой информацией. В список Кипра вошла 81 юрисдикция, включая и Россию. То есть эта страна готова участвовать в обмене со всеми подписантами соглашения. Чего нельзя, например, сказать о Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, которое в своем перечне обозначило меньшее количество стран, и куда Россия не вошла.

Достаточно аккуратную позицию в отношении автоматического обмена заняла Швейцария. Она согласилась на ведение автоматического обмена с государствами — членами Европейского Союза на основании отдельного евросоглашения, а также с США по FATCA. Что же до остальных — это останется предметом публичных консультаций. Такие консультации могут тянуться годами.

Сингапур (как, кстати, и Швейцария) заявил, что начнет обмениваться информацией в автоматическом режиме, только если их партнер будет соответствовать двум обязательным критериям: во-первых, в стране будет обеспечиваться верховенство закона и, во-вторых, абсолютная конфиденциальность переданной информации. И мы считаем, что это только первые ласточки. Эти критерии, если полагаться на предыдущие оценки работы российских госорганов странами ОЭСР, сразу помещают Россию в рисковую зону. Важно напомнить, что ОЭСР приостановило вступление России в свои ряды.

Только после появления всех списков подписантов Берлинского соглашения на сайте ОЭСР можно будет окончательно сказать, кто и с кем намерен вести автоматический обмен и на каких основаниях. И есть серьезные основания предполагать, что для России этот перечень не будет полным.

Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение