Аналитика Публикации

23
июня
2016

Средневзвешенный норматив потребления коммунальной услуги – ВС РФ против

Источник: Информационно-аналитический портал "ЖКХ Контроль"


В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 42 Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг.

Отдельные органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий нередко устанавливали нормативы потребления коммунальных услуг, которые являются средними для всего жилого фонда, тем самым выравнивая коммунальные платежи во всем муниципальном образовании.

Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) недавно подтвердил неправомерность подобного подхода, заявив, что установление среднего норматива противоречит положениям федерального законодательства.

Рассмотрим подробнее обоснование ВС РФ, а также конкретные фактические основания возникшего спора.

Позиция Красноярского краевого суда по существу спора

Муниципальное унитарное предприятие "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства № 5 Стрелка" (далее – Заявитель) обратилось в Красноярский краевой суд с административным иском о признании недействующим подпункта 2.3 пункта 2 приложения № 1 к решению Лесосибирского городского совета Красноярского края от 6 марта 2005 г. № 409 "Об оплате коммунальных услуг в г. Лесосибирске и обеспечении социальной защиты населения" (далее – Решение городского Совета).

Основанием для такого обращения являлось то обстоятельство, что согласно подпункту 2.3 пункта 2 приложения № 1 к Решению городского Совета норматив по отоплению установлен в размере 0,025 Гкал на 1 кв. м общей площади. Указанный норматив является средним (средневзвешенным) для всех многоквартирных и жилых домов города Лесосибирска (в том числе для поселка Стрелка).

Решением Красноярского краевого суда от 10 декабря 2015 г. заявленное требование удовлетворено, оспариваемый пункт признан несоответствующим действующему законодательству.

В апелляционной жалобе в Верховный суд Российской Федерации Администрация города Лесосибирска просит отменить указанный судебный акт, признав его незаконным, необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.

Позиция ВС РФ по существу спора (определение Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 53-АПГ16-6)

При принятии судебного акта Верховный суд исходил из следующего:

  1. В силу пункта 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306) при определении нормативов в отношении отопления учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

  2. Согласно пункту 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

  3. Согласно таблице № 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению" (приложение № 2 к Правилам № 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется сучетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).

  4. Жилой фонд поселка Стрелка состоит из одноэтажных и двухэтажных деревянных домов, в то время как в городе Лесосибирске жилой фонд составляют в основном пяти- и девятиэтажные кирпичные и деревянные дома, поэтому Красноярский краевой суд сделал обоснованный вывод о том, что установление единого (средневзвешенного) для всех многоквартирных и жилых домов норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без учета этажности, года постройки, степени благоустройства, а также конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов поселка Стрелка противоречит пунктам 4, 10, 11 Правил № 306.

Таким образом, ВС РФ подтвердил обязательность дифференцированного подхода к определению нормативов потребления коммунальных услуг, тем самым устранив возможность местных органов власти устанавливать средневзвешенные нормативы по всему муниципальному образованию.

Полагаем возможным использование указанного подхода ВС РФ ресурсоснабжающими организациями при оспаривании не соответствующих закону нормативных актов в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение