8 июля 2016 |
Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в июне 2016Источник: Информационное агентство "Big Electric Power News" Евгений Родин, Партнер, руководитель Практики "Ресурсы. Промышленность. Реструктуризация" 1. Постановление Правительства РФ от 10.06.2016 № 525 Изданным Правительством РФ Постановлением от 10.06.2016 № 525 "О внесении изменений в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике в целях оптимизации критериев, определяющих аварии, и регламентации процедур их расследования" скорректирован порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, в рамках которого:
Постановлением:
Касательно порядка проведения расследования аварий, осуществляемых собственником, законным владельцем либо эксплуатирующей организацией объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, в Постановлении указано, что собственник или иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация в срок не позднее 24 часов с момента возникновения аварии, указанной в пункте 5 Правил, принимает решение о создании комиссии по расследованию причин аварии и ее составе. В расследовании причин аварии, проводимом собственником или иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией, могут (по согласованию) участвовать представители органа федерального государственного энергетического надзора, субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также представители заводов-изготовителей, организаций, выполняющих подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики, научных и иных организаций. Расследование причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 рассматриваемых Правил, начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня начала расследования. В случае необходимости указанный срок проведения расследования причин аварии может быть продлен не более чем на 45 календарных дней со дня окончания такого срока:
Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 4 Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению органом федерального государственного энергетического надзора в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования. Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 5 Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению у собственника, иного законного владельца объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок либо у эксплуатирующей их организации в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования. Постановление опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 июня 2016 г., вступает в силу по истечении семи дней после дня его официального опубликования, то есть 23.06.2016. Начало действия / Вступление в силу: 23.06.2016 2. Законопроект № 892341-6 (принят Государственной Думой ФС РФ 07.06.2016, одобрен Советом Федерации ФС РФ 15.06.2016). На момент подготовки Отчета Президентом РФ не подписан. Законопроект № 892341-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Документ направлен на наделение Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти полномочиями по установлению обязательных требований в области электроэнергетики, в частности, это касается установления обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. К числу обязательных относятся требования: к функционированию электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в их составе; к устойчивости и надежности электроэнергетических систем и планированию их развития; к режимам и параметрам работы объектов электроэнергетики, к релейной защите и автоматике, включая противоаварийную и режимную автоматику; к работе с персоналом в электроэнергетике. Отдельно нужно отметить, что из предмета федерального государственного энергетического надзора выведен контроль выполнения субъектами электроэнергетики требований надежности. Законопроектом уточнен предмет энергонадзора исходя из различий между требованиями надежности и безопасности в электроэнергетике и существующего разграничения функций между Ростехнадзором и Минэнерго России. Уточняется круг субъектов, в отношении которых осуществляется энергонадзор: к их числу, наряду с субъектами электроэнергетики, отнесены потребители электрической энергии. При этом в действующей редакции ст. 291 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъектный состав лиц, в отношении которых проводится энергонадзор, ограничен субъектами электроэнергетики. Согласно Законопроекту, федеральный государственный энергетический надзор не будет осуществляться в отношении потребителей электрической энергии, владеющих энергопринимающими установками, используемыми для бытовых нужд, а также энергопринимающими установками, максимальная мощность которых не превышает 150 кВт, присоединенных по одному источнику электроснабжения на напряжении до 1 кВ. Электроснабжение потребителей, выводимых законопроектом из предмета энергонадзора, осуществляется по одному источнику электроснабжения, что соответствует третьей категории надежности электроснабжения. Принадлежащие им электроустановки не относятся к числу объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, и не требуют регулярного контроля со стороны государства в объеме мероприятий по энергонадзору. Требования к обеспечению надежности и безопасности в электроэнергетике, установленные нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до вступления в силу рассматриваемого Законопроекта, подлежат обязательному исполнению до вступления в силу соответствующих обязательных требований обеспечения надежности и безопасности в электроэнергетике. Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года. Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. [1] п. 4 Постановления Правительства РФ от 10.06.2016 № 525 "О внесении изменений в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике в целях оптимизации критериев, определяющих аварии, и регламентации процедур их расследования". [2] п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.06.2016 № 525 "О внесении изменений в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике в целях оптимизации критериев, определяющих аварии, и регламентации процедур их расследования" |