Аналитика Публикации

8
июля
2016

Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в июне 2016

Источник: Информационное агентство "Big Electric Power News"


Евгений Родин, Партнер, руководитель Практики "Ресурсы. Промышленность. Реструктуризация"

1. Постановление Правительства РФ от 10.06.2016 № 525

Изданным Правительством РФ Постановлением от 10.06.2016 № 525 "О внесении изменений в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике в целях оптимизации критериев, определяющих аварии, и регламентации процедур их расследования" скорректирован порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, в рамках которого:

  • расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории РФ, за исключением аварий на атомных станциях;

  • уточнено определение понятия "авария", согласно которому под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению зданий, сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву, пожару и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, нарушению в работе релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или оперативно-технологического управления либо обеспечивающих их функционирование систем связи, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.

Постановлением:

  • уточнен перечень аварий, подлежащих расследованию органом федерального государственного энергетического надзора либо его территориальным органом;

  • уточнен перечень аварий, причины которых выясняют собственник, законный владелец либо эксплуатирующая организация объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки;

  • уточнен порядок проведения расследования аварий, осуществляемых собственником, законным владельцем либо эксплуатирующей организацией объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки;

В частности, перечень аварий, подлежащих расследованию органом федерального государственного энергетического надзора либо его территориальным органом, дополнен следующими пунктами[1]

  • повреждение энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с разрушением, изменением формы или геометрических размеров котла или смещением блоков (элементов) котла или металлического каркаса;

  • повреждение турбины номинальной мощностью 10 МВт и более с разрушением проточной части турбины, изменением формы и геометрических размеров или смещением корпуса турбины на фундаменте;

  • повреждение генератора установленной мощностью 10 МВт и более с разрушением его статора, ротора, изоляции обмоток статора, изоляции обмоток ротора;

  • повреждение силового трансформатора (автотрансформатора) мощностью 10 МВА и более с разрушением, изменением формы и геометрических размеров или смещением его корпуса;";

  • обрушение несущих элементов технологических зданий, сооружений объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, в том числе произошедшее вследствие взрыва или пожара, если такое обрушение привело к введению аварийного ограничения режима потребления электрической и (или) тепловой энергии (мощности);

  • отключение генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящее к снижению надежности Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, при возникновении любого из следующих событий:

- разделение Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы на части

- выделение энергорайона, включающего в себя электростанцию (электростанции) установленной мощностью 25 МВт и более (при отключении всех электрических связей с Единой энергетической системой России или технологически изолированной территориальной энергосистемой), с переходом на изолированную от Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы работу, за исключением случаев успешного повторного включения в работу линий электропередачи или электротехнического оборудования действием устройств автоматического повторного включения;

- превышение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении длительностью 1 час и более;

- применение графиков временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в операционной зоне диспетчерского центра;

- внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на величину 100 МВт и более на срок более одних суток, обусловленное невозможностью использования располагаемой мощности электростанции из-за аварийного отключения линий электропередачи или оборудования электрических сетей.

    • нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления, приводящее к одному из следующих случаев потери связи между диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и объектом электроэнергетики или энергопринимающей установкой продолжительностью 1 час и более:

- полная потеря диспетчерской связи и дистанционного управления объектом электроэнергетики

- полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи телеметрической информации;

- полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи или приема управляющих воздействий режимной и (или) противоаварийной автоматики.

  • перечень аварий, причины которых выясняют собственник, законный владелец либо эксплуатирующая организация объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, дополнен следующими пунктами[2]:
  • повреждение объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6 кВ и выше) в электрических сетях или на электростанции, а также отключение такого объекта действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала, в том числе вызвавшее обесточивание резервных трансформаторов собственных нужд атомной электростанции;
  • отключения (повреждения) или разрушения оборудования или устройств, явившиеся причиной или следствием пожара на объекте электроэнергетики.

Касательно порядка проведения расследования аварий, осуществляемых собственником, законным владельцем либо эксплуатирующей организацией объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, в Постановлении указано, что собственник или иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация в срок не позднее 24 часов с момента возникновения аварии, указанной в пункте 5 Правил, принимает решение о создании комиссии по расследованию причин аварии и ее составе.

В расследовании причин аварии, проводимом собственником или иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией, могут (по согласованию) участвовать представители органа федерального государственного энергетического надзора, субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также представители заводов-изготовителей, организаций, выполняющих подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики, научных и иных организаций.

Расследование причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 рассматриваемых Правил, начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня начала расследования. В случае необходимости указанный срок проведения расследования причин аварии может быть продлен не более чем на 45 календарных дней со дня окончания такого срока:

  • при расследовании причин аварии органом федерального государственного энергетического надзора – руководителем органа федерального государственного энергетического надзора (его заместителем);
  • при расследовании причин аварии собственником объекта электроэнергетики, иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией - указанными собственником, иным законным владельцем или эксплуатирующей организацией либо уполномоченным ими должностным лицом.

Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 4 Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению органом федерального государственного энергетического надзора в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.

Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 5 Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению у собственника, иного законного владельца объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок либо у эксплуатирующей их организации в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.

Постановление опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 июня 2016 г., вступает в силу по истечении семи дней после дня его официального опубликования, то есть 23.06.2016.

Начало действия / Вступление в силу: 23.06.2016

2.  Законопроект  № 892341-6 (принят Государственной Думой ФС РФ 07.06.2016, одобрен Советом Федерации ФС РФ 15.06.2016).

На момент подготовки Отчета Президентом РФ не подписан.

Законопроект № 892341-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Документ направлен на наделение Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти полномочиями по установлению обязательных требований в области электроэнергетики, в частности, это касается установления обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.

К числу обязательных относятся требования: к функционированию электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в их составе; к устойчивости и надежности электроэнергетических систем и планированию их развития; к режимам и параметрам работы объектов электроэнергетики, к релейной защите и автоматике, включая противоаварийную и режимную автоматику; к работе с персоналом в электроэнергетике.

Отдельно нужно отметить, что из предмета федерального государственного энергетического надзора выведен контроль выполнения субъектами электроэнергетики требований надежности.

Законопроектом уточнен предмет энергонадзора исходя из различий между требованиями надежности и безопасности в электроэнергетике и существующего разграничения функций между Ростехнадзором и Минэнерго России.

Уточняется круг субъектов, в отношении которых осуществляется энергонадзор: к их числу, наряду с субъектами электроэнергетики, отнесены потребители электрической энергии. При этом в действующей редакции ст. 291 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъектный состав лиц, в отношении которых проводится энергонадзор, ограничен субъектами электроэнергетики.

Согласно Законопроекту, федеральный государственный энергетический надзор не будет осуществляться в отношении потребителей электрической энергии, владеющих энергопринимающими установками, используемыми для бытовых нужд, а также энергопринимающими установками, максимальная мощность которых не превышает 150 кВт, присоединенных по одному источнику электроснабжения на напряжении до 1 кВ.

Электроснабжение потребителей, выводимых законопроектом из предмета энергонадзора, осуществляется по одному источнику электроснабжения, что соответствует третьей категории надежности электроснабжения. Принадлежащие им электроустановки не относятся к числу объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, и не требуют регулярного контроля со стороны государства в объеме мероприятий по энергонадзору.

Требования к обеспечению надежности и безопасности в электроэнергетике, установленные нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до вступления в силу рассматриваемого Законопроекта, подлежат обязательному исполнению до вступления в силу соответствующих обязательных требований обеспечения надежности и безопасности в электроэнергетике.

Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года.

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.


[1] п. 4 Постановления Правительства РФ от 10.06.2016 № 525 "О внесении изменений в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике в целях оптимизации критериев, определяющих аварии, и регламентации процедур их расследования".

[2] п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.06.2016 № 525 "О внесении изменений в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике в целях оптимизации критериев, определяющих аварии, и регламентации процедур их расследования"

Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение