Аналитика Публикации

28
сентября
2016

Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в июле 2016 года

Источник: Журнал "ЭнергоРынок"


Юрий Татаринов, Руководитель Практики по проектам в энергетике

Законодательство в сфере энергетики в июле претерпело существенные изменения. В частности, поправки были внесены в следующие основополагающие для отрасли акты:

  • Правила оптового рынка электрической энергии и мощности;

  • Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части реализации мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива, а также уточнения механизмов стимулирования использования возобновляемых источников энергии;

  • Федеральный закон "О концессионных соглашениях"[1];

  • Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении".

Указанные изменения направлены на повышение экономической эффективности энергетических рынков и, как следствие, на создание дополнительных гарантий защиты интересов потребителей, а также на внедрение унифицированной схемы водоснабжения и водоотведения на территории Республики Крым.

Рассмотрим указанные изменения подробнее.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.16 № 699 "О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности"

Законодатель давно пытается решить проблему неэластичности спроса на рынке электроэнергии. Такая проблема возникла на рынке электроэнергии в связи с тем, что потребители электрической энергии не имеют возможности влиять на баланс спроса и предложения и, как следствие, участвовать в снижении цены на электроэнергию. То есть независимо от увеличения цены на электроэнергию потребители вынуждены регулярно покупать электроэнергию по ценам, установленным производителями, поскольку не имеют возможности накопить или заменить электроэнергию другим товаром. Указанное является благоприятной основой для злоупотреблений со стороны производителей электрической энергии при установлении цен.

Для решения данной проблемы законодатель все чаще использует такой механизм, как "управление спросом", принцип которого заключается в получении потребителями выручки в результате планового снижения энергопотребления.

Именно такой механизм лежит в основе Постановления Правительства РФ от 20.07.16 № 699 "О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности".

Главной целью постановления является повышение уровня экономической эффективности оптового рынка электрической энергии посредством усиления роли потребителей оптового рынка в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность. В частности, согласно постановлению покупатели электрической энергии и мощности могут осуществлять самостоятельное планирование потребности в электрической мощности и обеспечить готовность к осуществлению ценозависимого снижения объема покупки электрической энергии. Такие покупатели называются покупателями с ценозависимым потреблением.

Постановление дает определение понятию "ценозависимое снижение потребления мощности", что подразумевает добровольное краткосрочное снижение потребителем графика собственного потребления с учетом обеспечения готовности энергопринимающего оборудования к такому снижению.

Иными словами, в соответствии с указанными изменениями участники оптового рынка могут подавать заявки для участия в конкурентном отборе мощности (КОМ) с указанием планируемого объема снижения потребления. При этом участники оптового рынка обязаны обеспечить готовность энергопринимающего оборудования к такому снижению.

Законодателем установлен диапазон ограничения объема ценозависимого потребления мощности, отбираемого в КОМ в пределах 0,2-0,75% базовой величины спроса на мощность.

Кроме того, постановлением предусмотрено, что с 2016 по 2018 г. системным оператором будет формироваться для каждой ценовой зоны перечень покупателей с ценозависимым потреблением. Для включения в перечень покупателей с ценозависимым потреблением покупатели обязаны подать заявку на КОМ с указанием планируемого объема снижения потребления. Порядок и сроки подачи заявок и формирования перечня покупателей с ценозависимым потреблением определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка на основании положений о порядке определения объемов ценозависимого снижения потребления мощности.

Постановлением предписано Министерству экономического развития РФ, Министерству энергетики РФ и Федеральной антимонопольной службе с участием системного оператора проанализировать результаты внедрения механизма до 1 июля 2018 г. и представить Правительству РФ свои предложения по совершенствованию механизма ценозависимого снижения потребления.

Следует отметить, что введение ценозависимого потребления должно положительно отразиться на ценах не только для самих ценозависимых потребителей, но и для всех потребителей рынка электроэнергии за счет снижения загрузки объектов неэффективной генерации в пиковые часы потребления электроэнергии.

Постановление вступило в силу 2 августа 2016 г.

2. Федеральный закон от 03.07.16 № 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части реализации мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива, а также уточнения механизмов стимулирования использования возобновляемых источников энергии"

Закон принят с целью стимулирования использования в энергетике торфа аналогично другим возобновляемым источникам энергии.

В частности, законом уточнены полномочия Правительства РФ в отношении тепловых электростанций, использующих торф в качестве топлива. Правительство РФ наделено следующими полномочиями:

  • устанавливать правила, критерии и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, как соответствующего целевым показателям, установленным в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики. К функционирующим на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа генерирующим объектам относятся объекты, осуществляющие комбинированную выработку электрической и тепловой энергии в случае, если указанные объекты используют возобновляемые источники энергии или торф для выработки электрической и тепловой энергии;

  • осуществлять поддержку использования возобновляемых источников энергии или торфа, а также стимулирование использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

  • утверждать критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных в соответствии с положениями п. 3 ст.и 33 указанного федерального закона квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности либо ином законном основании.

Стоит отметить, что указанные правила аналогичны тем, которые установлены для электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии.

Рассматриваемый федеральный закон вступил в силу 4 июля 2016 г.

3. Федеральный закон от 03.07.16 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"".

Закон вносит значительные изменения (дополнения) в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", целью которых является совершенствование законодательного регулирования концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Указанным изменениям посвящена  глава 4, устанавливающая особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В частности, законом определены:

  • условия концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения, его стороны, размер платы по концессионному соглашению;

  • особенности изменения такого концессионного соглашения;

  • критерии конкурса на право заключения концессионного соглашения;

  • особенности заключения концессионного соглашения без проведения конкурса, осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением.

Рассмотрим наиболее существенные изменения подробнее.

В целях усиления гарантий исполнения концессионного соглашения и окупаемости инвестиций концессионера законодателем установлена обязанность участия в качестве третьей стороны по концессионному соглашению субъекта РФ, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению.

Такая обязанность действует, когда концедентом выступает муниципальное образование и полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Законом предусмотрена возможность заключения концессионного соглашения в отношении объектов, принадлежащих унитарному предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, тогда как действующая редакция Закона о концессионных соглашениях предусматривает возможность заключения концессионных соглашений лишь в отношении объектов, находящихся в казне либо переданных в хозяйственное ведение унитарных предприятий.

При этом не позднее чем по истечении одного календарного года после вступления в силу такого концессионного соглашения в устав (иной документ, определяющий порядок деятельности) унитарного предприятия, бюджетного или автономного учреждения, во владении и (или) в пользовании которых находилось указанное имущество, должны быть внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения на территории муниципального образования, на которой находится имущество, в полном составе переданное по концессионному соглашению.

Кроме того, законодателем предусмотрена возможность заключения концессионного соглашения в отношении незарегистрированного имущества. При заключении такого концессионного соглашения концессионер обязан за свой собственный счет обеспечить государственную регистрацию права собственности концедента на переданное по концессионному соглашению незарегистрированное недвижимое имущество в течение одного года со дня заключения концессионного соглашения под угрозой утраты права на использование такого имущества на условиях концессионного соглашения (при этом инвестиционные обязательства концессионера в отношении такого имущества сохраняются в любом случае).

Расходы, понесенные концессионером в результате государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, закладываются в тариф концессионера в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Правительства РФ в сфере государственного регулирования тарифов.

В случае несоблюдения указанного условия незарегистрированное недвижимое имущество возвращается во владение и пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса.

Кроме того, в случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, концедент правомочен расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды.

Концедент обязан не менее чем за три месяца до заключения концессионного соглашения опубликовать перечень незарегистрированного недвижимого имущества (с указанием следующих характеристик недвижимого имущества: назначение, местоположение) и иные сведения, а также предоставить электронные копии документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента, унитарного предприятия, бюджетного или автономного учреждения права владения и (или) пользования таким имуществом.

Законом запрещена передача концессионеру права собственности на объект концессионного соглашения.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что концессионное соглашение может быть заключено в отношении объектов, переданных концессионеру в аренду до 1 января 2015 г. без проведения торгов при соблюдении всех установленных федеральным законом условий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г. и не распространяется на правоотношения, возникшие из концессионных соглашений, заключенных до дня его вступления в силу.

4. Федеральный закон от 03.07.16 № 269-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""

Согласно рассматриваемому федеральному закону срок оснащения газоснабжающими организациями объектов жилого фонда приборами учета газа продлен до 1 января 2019 г.

Указанное уточнение внесено в часть 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.09 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Следует отметить, что газоснабжающие организации должны были до 1 января 2016 г. оснастить приборами учета газа те объекты жилого фонда, в которых газовые счетчики не были установлены до 1 января 2015 г. собственниками помещений и где максимальный объем потребления природного газа составляет 2 м3/ч и более, однако этот срок пришлось продлить до 2019 г. в связи с финансовыми сложностями, испытываемыми газоснабжающими организациями при исполнении указанной обязанности.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования – 4 июля 2016 г.

5. Федеральный закон от 03.07.16 № 355-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении""

Законом определены особенности разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым.

Так, согласно указанным изменениям высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым до 1 января 2018 г. должен принять акт об утверждении в Крыму единой схемы водоснабжения и водоотведения, разработанной уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Закон также устанавливает:

  • требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора;

  • особенности разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым;

  • правовые основы для обеспечения сохранности средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, посредством закрепления порядка размещения временно свободных средств фонда на специальном депозите в российской кредитной организации;

  • принципы формирования краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Федеральный закон вступил в силу, за исключением отдельных положений, со дня его официального опубликования – 4 июля 2016 г.


[1] Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г.

Связанные услуги

Связанные отрасли

Татаринов, Аушева_Энергорынок_Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в июле 2016_09.2016

Скачать файл
Файл добавлен 28.09.2016
Презентация .pdf (87 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение