8 апреля 2016 |
Административный и судебный контроль в ценовом регулировании в энергетике: основные изменения, новеллы и тенденции в правовых подходахИсточник: Журнал "Новости теплоснабжения" Юрий Татаринов, Руководитель Практики по проектам в энергетике Активное развитие и совершенствование нормативной базы в сфере тарифного регулирования в энергетике, включая электро-, тепло-, газо-, а также водоснабжение, привели к качественному изменению в подходе государства к процессу установления и применения регулируемых цен (тарифов). В частности, указанное нашло отражение в формировании большого числа подзаконных правовых актов, детализирующих методики расчета и порядка установления тарифов, нередко вызывающих вопросы в части разнонаправленной трактовки их отдельных положений со стороны регулирующих органов и регулируемых организаций. В настоящее время ключевой вектор тарифного регулирования направлен на поэтапное снижение динамики роста цен посредством максимального снижения связанных с регулируемой деятельностью затрат, подлежащих учету в составе тарифа, исключение из состава тарифов расходов, напрямую или косвенно не связанных с регулируемой деятельностью и не оказывающих существенного влияния на финансовое положение регулируемых организаций. Тем не менее в реалиях российской экономики органам регулирования далеко не всегда удается добиться баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей. Нередко "экономика" тарифных решений подчинена социальной составляющей, в связи с чем у регулируемых организаций неминуемо возникают убытки. В определенной степени повлиять на ситуацию помогают бюджетные субсидии, однако практика их предоставления ставит регулируемую организацию в зависимость от многих факторов, в связи с чем данные субсидии не гарантируют компенсацию возникающих убытков в полном объеме. Не менее остро стоит вопрос и с возмещением регулируемым организациям убытков, связанных с тарифным регулированием, поскольку в большинстве случаев для целей обоснования их размера необходимо оспорить тарифное решение. Исключение составляют споры о так называемой межтарифной разнице, в отношении которых не требуется оспаривания тарифных решений[1]. В остальных случаях следует учитывать, что с 06 августа 2014 года из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов[2]. Несмотря на наличие в пункте 10 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике"[3] правила о подведомственности арбитражным судам споров, связанных с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, сложившаяся судебная практика относит указанную категорию дел к подведомственности судам общей юрисдикции. В частных случаях оспаривания ненормативных правовых актов, принятых в рамках тарифного регулирования, следует учитывать, что суды могут отнести данные акты к нормативно-правовым. Так, в соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 12.11.2013 № 6256/13 по делу № А73-4977/2012, в рамках которого оспаривались как ненормативные акты индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, ВАС РФ пришел к однозначному выводу о нормативном характере как единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, так и установленных в рамках единого (котлового) тарифа индивидуальных тарифов для взаиморасчетов сетевых организаций. При оспаривании нормативных правовых актов в судебном порядке следует учитывать, что истечение срока действия нормативного правового акта является основанием для прекращения производства по делу. Кроме того, признание нормативного правового акта недействующим означает невозможность его применения в будущем, что создает риски, связанные с неопределенностью в подходах в части определения стоимости товара (услуги), реализуемого потребителям регулируемой организацией. Также одним из факторов риска в рамках оспаривания тарифных решений в судебном порядке является возможность неприменения по инициативе суда тарифного решения в полном объеме к отношениям регулируемой организации и потребителей по причине признания такого решения недействующим в части (к примеру, в случае если тариф с экономической точки зрения рассчитан верно, но в тарифном решении указаны ошибочные значения). Применяющийся в настоящее время Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) закрепил следующие новеллы в части особенностей оспаривания нормативных правовых актов: 1. Суд наделен возможностью, не отменяя судебный акт, указать на неправильность его применения и разъяснить правоприменителю, как необходимо применять его на практике (ч. 3 ст. 215 КАС РФ). 2. По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять особую меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС РФ). 3. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 3 ст. 216 КАС РФ). 4. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают (ч. 2 ст. 216 КАС РФ). Перечисленные выше особенности оспаривания тарифных решений в судебном порядке являются существенными факторами при принятии решения об оспаривании того или иного тарифного решения. Тем не менее действующее законодательство предоставляет регулируемым организациям и потребителям их услуг (товаров) возможность оспаривания тарифов во внесудебном порядке. В частности, такую возможность предоставляют утвержденные Правительством РФ: - Правила рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) (утв. Постановлением от 12.10.2007 № 669). - Правила рассмотрения разногласий в электроэнергетике и теплоснабжении (утв. Постановлением от 05.11.2003 № 674). - Правила урегулирования споров, связанных с платой за технологическое присоединение (утв. Постановлением от 09.01.2009 № 14). - Правила рассмотрения разногласий в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (утв. Постановлением от 20.07.2011 № 583). - Правила отмены решений органов, уполномоченных в сфере государственного регулирования тарифов (утв. Постановлением от 03.03.2004 № 123). - Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (утв. Постановлением от 27 июня 2013 г. № 543). Безусловно, подобное разнообразие процедур оспаривания тарифов подразумевает различные пресекательные сроки обращения заявителей, особенности оплаты государственной пошлины за предоставление соответствующей государственной услуги – указанное необходимо учитывать при принятии решения в рамках выбора пути оспаривания того или иного тарифного решения. В связи с упразднением Федеральной службы по тарифам и переходом полномочий по рассмотрению указанных споров к Федеральной антимонопольной службе планируется существенная корректировка правовых подходов к рассмотрению данной категории споров. В планах федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов – объединение указанных процедур (создание единого порядка) с целью упрощения процесса оспаривания тарифных решений во внесудебном порядке. Кроме того, процедура совершенствования порядка рассмотрения споров и разногласий также предполагает: - утверждение универсального порядка для всех видов споров и разногласий и отмену действующих в настоящее время порядков; - корректировку полномочий комиссии по рассмотрению споров; - возможность включения в решение выводов о нарушениях, которые не являются предметом требований заявителя; - определение и утверждение единого размера пошлины за рассмотрение споров и разногласий (внесение изменений в Налоговый кодекс РФ). Таким образом, процесс внесудебной защиты субъектами энергетики своих экономических прав и интересов с учетом указанной выше позиции органа регулирования будет существенно конкретизирован. [1] См. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей". [2] См. Федеральный закон от 28.06.2014 № 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации". [3] Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". |
Связанные отрасли
Татаринов_Новости теплоснабжения_Административный и судебный контроль в ценовом регулировании в энергетике_04.2016
Скачать файлФайл добавлен | 08.04.2016 |
Презентация | .pdf (76 Кб) |