Аналитика Аналитические обзоры

5
августа

Закупки по новым правилам: преференции в обмен на инвестиции

Александра Васюхнова, Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

Анастасия Чередова, Юрист Коммерческой группы

закупки.JPG

С 1 сентября 2016 года вступают в силу изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о закупках), внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 365-ФЗ (далее – Закон № 365-ФЗ).

Закон № 365-ФЗ закрепляет возможность для производителей товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ, выступать единственным поставщиком для государственных (муниципальных) нужд.

Закон № 365-ФЗ также впервые детализирует механизм заключения долгосрочных контрактов на поставку товара для государственных (муниципальных) нужд на территории субъектов РФ при условии осуществления поставщиком встречных инвестиций в организацию производства данного товара.

Выбор инвестиционного механизма

Организация производства товара может осуществляться на основании специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) или государственного контракта со встречными инвестиционными обязательствами (далее – госконтракт со встречными обязательствами).

Выполнение инвестиционных обязательств открывает инвестору возможность заключать контракты с государственными (муниципальными) заказчиками (далее – заказчики) в качестве единственного поставщика.

Однако при выборе конкретной формы осуществления инвестиций и планировании инвестиционного проекта необходимо учитывать ряд регуляторных ограничений, установленных Законом № 365-ФЗ для новых форм взаимодействия инвесторов и заказчиков. Ниже мы приводим сравнительную таблицу СПИК и госконтракта со встречными обязательствами.

Таблица..JPG





























Выводы и рекомендации

На основании изложенного мы можем заключить, что коммерческие перспективы новых инвестиционных механизмов требуют дополнительной проработки в силу следующего:

(a) Закон № 365-ФЗ устанавливает ограничения по объему продаж продукции в качестве единственного поставщика[10], что требует от инвесторов составления детального бизнес-плана для оценки инвестиционной привлекательности проекта;

(b) Закон № 365-ФЗ не устанавливает гарантий приобретения производимого товара со стороны заказчиков (закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика);

(c) Закон № 365-ФЗ содержит ряд отсылочных норм, которые должны быть в дальнейшем детализированы в актах органов государственной власти, в связи с чем наиболее важные с коммерческой точки зрения условия контракта (например, условие о цене и механизмах ценообразования) в данный момент остаются неопределенными; и

(d)  Закон № 365-ФЗ не содержит прозрачных механизмов подтверждения локального статуса товара, что является крайне существенным для тех отраслей промышленности, в которых для определения страны происхождения товара применяются нормы таможенного законодательства.

Таким образом, потенциальным инвесторам в процессе стратегического планирования необходимо тщательно и всесторонне оценивать правовые и экономические риски инвестиционного проекта, а также принимать участие в открытом диалоге с уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам локализации.


[1] СПИК должен быть заключен Российской Федерацией (РФ наряду с субъектом РФ и (или) муниципальным образованием). Если СПИК заключен без участия РФ, то соответствующий механизм закупок, предусмотренный новой статьей 111.3 Закона о закупках (в редакции Закона № 365-ФЗ), не будет применяться.

[2] Применение новых норм Закона о закупках к СПИК, заключенным до 1 сентября 2016 года, прямо не предусмотрено. Вопрос наличия у инвесторов, заключивших СПИК до указанной даты, права претендовать на присвоение статуса единственного поставщика требует дополнительного обсуждения с ответственными федеральными органами исполнительной власти.

[3] Правительство РФ может устанавливать особенности проведения конкурса для определения поставщика, с которым заключается госконтракт со встречными обязательствами.

[4] От общего объема производимой за календарный год продукции. Соблюдение установленного 30-процентного предела обеспечивается периодической отчетностью и возможностью наложения на инвестора штрафа в размере 50% от суммы превышения.

[5] Формулировки Закона № 365-ФЗ допускают негативное толкование, согласно которому заключение СПИК не обеспечивает автоматического признания товара, произведенного в рамках СПИК, товаром российского происхождения начиная с момента заключения СПИК.

[6] Срок выхода проекта на операционную прибыль согласно бизнес-плану, увеличенный на 5 лет (но не более 10 лет).

[7] Объем экспортированного в течение 1 календарного года товара должен быть равен или превышать 10% товара, произведенного в течение указанного календарного года.

[8] Для лекарственных препаратов (в том числе жизненно необходимых), закупаемых в рамках госконтракта со встречными обязательствами, Закон № 365-ФЗ предусматривает более гибкие механизмы определения цены и описания объекта закупки по сравнению с общими нормами Закона о закупках.

[9] Правительство РФ также может устанавливать особенности проведения конкурса для заключения госконтракта со встречными обязательствами, в том числе особенности в части порядка определения цены контракта/единицы товара.

[10] А именно 30% в рамках СПИК; объем нужд заказчиков субъекта РФ – в рамках госконтракта со встречными обязательствами.


VEGAS LEX_Закупки по новым правилам_преференции в обмен на инвестиции_08.2016

Скачать файл
Файл добавлен 05.08.2016
Презентация .pdf (2 Мб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение
Введите символы с картинки*