Аналитика Аналитические обзоры

13
октября
2016

Рынок алкогольной продукции: актуальные проблемы, регулирование, судебная практика

Наталия Абцешко, Руководитель Группы международных проектов

Алкоголь.JPGРынок алкоголя занимает ведущую позицию среди других отраслей пищевой промышленности России, принося немалый доход в государственный бюджет. За 2012–2014 годы в результате резкого роста ставки акциза на алкогольную продукцию[1] и общего ухудшения экономической ситуации розничные продажи алкоголя в России сократились почти на четверть из-за оттока потребителей в нелегальный сектор. В связи с этим Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка России (РАР) предприняла ряд мер, в результате которых к 2015 году удалось остановить падение розничных продаж алкогольной продукции[2].

В число мер вошли: замораживание ставки акциза, снижение минимальной розничной цены на водку, увеличение числа проверок, изъятие оборудования из нелегальных водочных цехов, а также оперативное и организованное подключение к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оптовиков и крупных сетей (ЕГАИС). ЕГАИС позволила сократить нелегальный рынок алкоголя, вывести неучтенную продукцию в легальный сектор, устранить и/или сократить реализацию контрафактной алкогольной продукции населению и обеспечить полноценный учет оборота алкогольной продукции на всех этапах товарооборота.

В рамках продолжения борьбы с теневым рынком алкогольной продукции (включающим как полностью нелегальное производство, так и подпольное производство контрафактной продукции легальными предприятиями[3]) РАР увеличила количество проверок. Так, в период с января по март 2016 года было проведено 2013 проверок по всей России[4]. При этом правонарушения были обнаружены в ходе 1720 мероприятий, что составляет около 85% от общего числа проверок.

Основную долю правонарушений составили:

1) нарушение сроков представления деклараций и/или искажение данных об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

2) нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);

3) выпуск и оборот продукции, маркированной поддельными специальными или акцизными марками;

4) выпуск и оборот немаркированной специальными или акцизными марками продукции.

Рассмотрим подробнее первые два нарушения.

Нарушение сроков представления деклараций и/или искажение данных об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции

В отношении данного вида правонарушений ответственность предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в которой закреплены три самостоятельных основания привлечения к ответственности:

  • нарушение порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции;

  • подача декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции с нарушением установленных законом сроков;

  • искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции.

Необходимо отметить, что, в случае если декларация была отправлена по телекоммуникационным сетям в надлежащий срок, но из-за каких-либо технических ошибок не прошла форматно-логический контроль и не была принята, административные органы часто выносят постановления о привлечении лица к ответственности на основании нарушения срока представления деклараций. Однако в силу того, что РАР не имеет права отказать в принятии поступившей декларации, а днем представления декларации по телекоммуникационным сетям считается дата ее отправки[5], суды признают постановления этих органов незаконными[6] (Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу № А78-4887/2015 и от 03.09.2015 по делу № А78-9490/2015).

Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Рассматривая вопросы лицензирования, следует заострить внимание на трех аспектах, являющихся, пожалуй, наиболее актуальными.

1. Решение о выдаче лицензий на производство, поставку и хранение алкогольной продукции по всей России принимается уполномоченным органом – РАР, на розничную продажу алкоголя – региональными подразделениями (например, Департаментом торговли и услуг города Москвы) после регистрации и экспертизы поданных заявителем документов, не позднее 30 дней со даты получения указанных документов.

При этом Федеральным законом № 171-ФЗ предусмотрен ряд оснований для отказа в выдаче лицензий, самыми часто встречающимися из которых в правоприменительной практике являются:

а) предоставление искаженных/недостоверных/неполных сведений в лицензирующий орган (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2014 № Ф05-8571/2014 по делу № А41-53024/13);

б) наличие у заявителя задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет (Постановление ФАС Московского округа от 15.05.2014 № Ф05-4493/14 по делу № А41-26220/13).

Суды достаточно часто признают решения органов власти об отказе в выдаче/продлении лицензий незаконными, если заявителями были выполнены все требования, предусмотренные законодательством. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2016 № Ф05-6932/2016 по делу № А41-78043/15).

2. Лицензия прекращается в связи с истечением срока ее действия, ликвидацией лицензиата или досрочным прекращением ее действия органом государственной власти по заявлению лицензиата. В случае же нарушения лицензиатом законодательства применяются такие меры, как:

а) приостановление действия лицензии (как правило, при наличии устранимых правонарушений);

б) аннулирование лицензии.

Аннулирование лицензии может осуществляться по решению суда (например, в случае оборота алкогольной продукции без маркировки или с поддельными марками) или во внесудебном порядке (в случае поставки (за исключением экспорта), закупки (за исключением импорта) и розничной продажи алкогольной продукции по цене ниже минимальной). В связи с этим интерес представляют следующие судебные акты:

  • Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2015 № 305-КГ15-12711 по делу № А40-139657/2014, в котором суд указал, что мера государственного принуждения в виде аннулирования лицензии не является соразмерной характеру допущенного нарушения (реализация алкогольной продукции в количестве одной бутылки ниже минимальной цены) и нарушает права и законные интересы общества;
  • Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2015 № 305-КГ14-5855 по делу № А40-148624/2013, в котором суд указал, что наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии, поскольку такое аннулирование является административно-правовой санкцией и поэтому данная мера должна соответствовать требованиям соразмерности и справедливости[7]. Суд подчеркнул, что неоднократное непредставление в установленные сроки деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции / представление их с нарушением сроков, хотя и является формальным основанием для аннулирования лицензии, не должно влечь за собой такое аннулирование из-за несоразмерности указанной меры деянию лица.

Аналогичные решения в связи с несоразмерностью аннулирования лицензии как санкции принимались арбитражными судами округов. В частности, стоит отметить:

  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.03.2016 № Ф02-815/2016 по делу № А10-4217/2015, в котором суд указал, что аннулирование лицензии в связи с оборотом алкогольной продукции с поддельными акцизными марками несоразмерно совершенному правонарушению, поскольку  нарушитель уже понес наказание в виде административного штрафа, действие его лицензии было приостановлено, а единичный случай совершения подобного правонарушения свидетельствует о намерении нарушителя в дальнейшем осуществлять свою деятельность добросовестно;
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47[8], в котором суд указал, что в связи с оборотом алкогольной продукции без соответствующей маркировки или с поддельными марками лицензия может быть аннулирована не только у производителя такой продукции, но и у организации-покупателя, которая обязана проверять подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам РАР[9].

Также следует упомянуть Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.08.2015 № Ф10-2618/2015 по делу № А35-9179/2014; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2015 № Ф05-17289/2014 по делу № А40-58044/14; Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 № 305-КГ15-6617 по делу № А40-77334/2014; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.07.2015 № Ф04-20569/2015 по делу № А46-13065/2014.

3. Касательно вопроса о привлечении к административной ответственности в связи с оборотом алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований необходимо обратить внимание на Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.07.2016 № Ф05-8698/2016 по делу № А40-240461/2015, в котором суд указал, что неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже в рамках имеющейся лицензии является хранение необходимого для осуществления данной деятельности товара, в связи с чем получение отдельной лицензии на хранение алкогольной продукции не требуется.

Таким образом, основными проблемами, с которыми сталкиваются представители бизнеса в сфере производства и оборота алкогольной продукции в России на сегодняшний день, являются:

  • рост числа проверок, проводимых РАР, с целью пресечения подпольного производства контрафактной алкогольной продукции;

Рекомендации: необходимо обратить внимание на процедуру проведения таких проверок, включая потенциальные нарушения со стороны проверяющих лиц законодательства, имея в виду регулярность и основания проведения проверки. Кроме этого, следует ознакомиться с опциями для обжалования решений РАР в административном и судебном порядке. Алкогольный бизнес должен быть готовым к тому, что число проверок вряд ли будет уменьшаться, так как проблему пресечения незаконного производства поддельной алкогольной продукции вряд ли удастся разрешить так скоро.

  • ужесточение контроля порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции, сроков и достоверности предоставляемой в уполномоченные органы информации;

Рекомендации: следует обратить внимание на соблюдение сроков, порядка подачи декларации и достоверность предоставляемой информации, что позволит минимизировать риски привлечения к административной ответственности.

  • оспаривание отказа в выдаче лицензий или решений о приостановлении/аннулировании лицензий, со ссылкой на несоразмерность и несправедливость такого наказания совершенным правонарушениям;

  • привлечение к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.

Рекомендации: во избежание рисков, касающихся лицензирования, алкогольному бизнесу следует учесть необходимость подачи в лицензирующие органы достоверных и полных сведений, обратить внимание на требование об отсутствии задолженности в бюджет. В случае оспаривания отказа в выдаче лицензий или приостановления/аннулирования лицензии делать акцент на несоразмерность таких мер допущенному правонарушению, так как критерий несоразмерности пока неоднозначно оценивается и истолковывается на практике.

Основные новеллы регулирования рынка алкогольной продукции в 2016–2017 годах

Основной новеллой законодательства в сфере регулирования алкогольной продукции является введение Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)[10] на всех этапах производства и оборота алкогольной продукции.

Счетчики ЕГАИС, установленные на спиртовых заводах, позволяют учесть произведенный объем этилового спирта с максимальной точностью, после чего этот этиловый спирт перевозится на ликеро-водочный завод в цистерне специального ТС, также оборудованного счетчиками ЕГАИС. На самом ликеро-водочном заводе аналогичные счетчики установлены как на входе (при поступлении спирта), так и на выходе (при получении алкогольной продукции). При этом на каждую бутылку наносится специальная федеральная марка, информация с которой поступает в систему ЕГАИС. Приход произведенной продукции на склад оптового магазина также фиксируется через систему ЕГАИС. Кроме того, оптовый продавец фиксирует через указанную систему информацию об отгрузке продукции в розничные магазины, где эта информация должна быть подтверждена. При дальнейшей продаже товара непосредственному потребителю установленная на компьютере система распознает товар как алкогольную продукцию и требует отсканировать наклеенную марку. Если продукция контрафактная, то чек не пробивается, и информация автоматически направляется в РАР[11].

  • Все субъекты, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны подтверждать в системе ЕГАИС факт закупки алкогольной продукции с 1 января 2016 года.

  • Все субъекты, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, обязаны фиксировать продажи алкоголя в ЕГАИС с 1 июля 2016 года.

  • Все субъекты, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, обязаны фиксировать продажи алкоголя в ЕГАИС с 1 июля 2017 года.

  • При этом статьей 27 Федерального закона № 171-ФЗ установлены особые правила, применяющиеся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

  • С 1 июля 2016 года покупатели могут с помощью мобильного приложения проверить купленную алкогольную продукцию на подлинность путем сканирования кода на чеке.

В РАР заявили, что ожидаемого коллапса на рынке алкогольной продукции в связи с внедрением системы ЕГАИС не случилось, запуск системы прошел в штатном режиме. Торговые организации уже подключены к ЕГАИС на 95% (оставшиеся 5% не действуют и не осуществляют отгрузку)[12].

Другим важным изменением стало введение обязательной государственной регистрации основного оборудования для производства этилового спирта. Соответствующие изменения в полном объеме появятся в Законе № 171-ФЗ с 31 марта 2017 года[13].

С 1 января 2017 года не допускаются производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров[14]. Соответствующие положения уже закреплены в Законе № 171-ФЗ. Данное законодательное ограничение отразится главным образом на предприятиях пивоваренной отрасли, поскольку порядка 15% производимого в России пива разливается в пластиковую тару объемом более 1,5 литра.

В РАР также разъяснили, что алкогольная продукция, реализованная в розницу, не может использоваться для целей предпринимательской деятельности, а розничный магазин либо предприятие общественного питания имеет право закупать алкогольную продукцию только у оптовика или производителя, имеющих соответствующие лицензии. Было отмечено, что организации, осуществляющие такие закупки в розничных магазинах, нарушали и нарушают положения пункта 1 статьи 429 Гражданского кодекса РФ, а пристальное внимание к данным нарушениям никак не связано с введением ЕГАИС. При этом в РАР подчеркнули, что с 1 января 2016 года организации, оказывающие услуги общественного питания, в том числе в мини-барах, обязаны передавать в ЕГАИС информацию только о закупках алкогольной продукции и освобождены от передачи сведений в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции. Ряд экспертов небезосновательно считают, что такого рода ограничение продиктовано несовершенством ЕГАИС в части отсутствия возможности повторно учесть купленную в розничном магазине и реализованную в ресторане алкогольную продукцию[15].

Суды, как ни странно, не спешат привлекать предпринимателей к административной ответственности за оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе в установленном порядке, отказывая в удовлетворении заявленных РАР требований в связи с отсутствием состава правонарушения (Постановление Верховного Суда РФ от 11.01.2016 № 310-АД15-16583 по делу № А23-6960/2014; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.02.2016 № Ф01-6041/2015 по делу № А43-13638/2015). Однако лояльность судов, вероятнее всего, связана с переходным этапом, который потребуется производителям алкогольной продукции для адаптации к новеллам законодательства.

Структурные меры по реформированию российского законодательства для сокращения потребления алкогольной продукции

Новеллы российского законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции следует рассматривать не только с учетом проблем, которые волнуют бизнес, но и через призму глобальных мер по реформированию нормативно-правовой базы, направленных на сокращение потребления алкоголя российским населением.

Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Ее целями являются стабилизация и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Достижение данных показателей не представляется возможным без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией и общей нацеленности политики РФ на снижение потребления алкогольной продукции.

С этой целью в 2009 году была разработана и утверждена Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция). Ее принципами являются:

  • обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка;

  • взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений, представителей бизнеса и граждан, не связанных с алкогольной индустрией;

  • информационная открытость результатов проведения мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией.

Концепция включает следующие меры, которые напрямую затрагивают интересы бизнеса:

  • снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени;
  • ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи;

  • запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами;

  • ограничение проведения нацеленных на содействие потреблению алкогольной продукции мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов;

  • создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских качественных вин;

  • усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции;

  • разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.

В настоящий момент все указанные меры были в той или иной форме реализованы путем внесения в отраслевое законодательство соответствующих изменений, а именно путем:

1) ужесточения требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольной (например, на территории г. Москвы запрещена розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков[16]);

2) усиления ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно путем увеличения штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетнему, за оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, за использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья;

3) увеличения акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию в целях снижения их ценовой доступности;

4) установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

В 2015 году совместными усилиями различных ведомств была разработана так называемая "дорожная карта"[17] – план мероприятий по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, в рамках которой были на практике осуществлены меры, закрепленные еще в Концепции.

Однако ряд вопросов так и остался нерешенным, в том числе:

  • внесудебная блокировка сайтов, занимающихся дистанционной продажей алкогольной продукции, в связи с прямым запретом на эту деятельность Законом № 171-ФЗ;
  • снятие запрета на дистанционную торговлю алкогольной продукцией при условии блокировки сайтов, незаконно занимающихся продажей такой продукции, без решения суда[18];
  • использование для производства акцизных марок RFID-технологии (способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках). Такая работа ведется РАР с 2012 года, и на сегодняшний день разработан способ интеграции RFID-метки в акцизную марку;
  • ограничение на импорт виноматериалов или полный его запрет. В настоящее время Минсельхоз по поручению Председателя Правительства осуществляет подготовку проекта постановления Правительства, предусматривающего одну из двух мер: увеличение пошлины на ввоз виноматериалов в Россию или полный запрет импорта виноматериалов через 5–7 лет. Предполагается, что эта мера станет действенным инструментом поддержки российской винодельческой индустрии и будет стимулировать зарубежных производителей выращивать виноградники на территории России. Реакция бизнеса на инициативу была более чем прохладной[19];
  • запрет рекламы безалкогольного пива[20];
  • запрет производства и оборота "сухого алкоголя" на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза. Данную инициативу планируется реализовать с 2017 года[21]. Для целей законодательного регулирования спиртосодержащей продукции в сухом виде предлагается считать пищевую или непищевую продукцию в виде сухого вещества, предназначенного для растворения в жидкости для получения спиртного напитка или употребления в сухом виде, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции[22];
  • разработка Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках Евразийского экономического союза, в том числе в целях сближения ставок акцизов на алкогольную продукцию в государствах – членах Евразийского экономического союза. Проект Соглашения[23] был одобрен в рамках Евразийского экономического союза и направлен для согласования государствами-членами, но информация о его подписании и вступлении в силу отсутствует[24]. Принятие Соглашения в рамках ЕЭС позволит построить общий рынок алкогольной продукции без дискриминационных ограничений и изъятий во взаимной торговле в странах ЕАЭС, обеспечив максимальную прозрачность участникам рынка. Одновременно документ направлен и на повышение конкуренции на едином рынке.

В силу того, что нововведения будут приниматься постепенно, у производителей алкогольной продукции будет достаточно времени и ресурсов, чтобы тщательно к ним подготовиться.

Представляется, что оптимальной стратегией для алкогольного бизнеса будет "переждать" так называемый "переходный период", в рамках которого происходит внедрение ключевых нововведений. Компаниям, осуществляющим деятельность в сфере торговли алкоголем, предлагается действовать предусмотрительно в вопросах инвестирования, руководствуясь при капиталовложениях тем, что основным стремлением государства все-таки является сокращение потребления алкоголя в стране. Компаниям рекомендуется провести внутренний аудит в целях минимизации рисков применения санкций со стороны главным образом РАР, а также ФАС и лицензирующих органов субъектов Российской Федерации.

Глобально представителям алкогольного бизнеса стоит перебросить свои ресурсы на изучение рынков стран – участниц Евразийского экономического союза, ориентируясь на выстраивание бизнес-тандемов и постепенное нацеливание на сотрудничество в целях адаптации к общему рынку алкогольной продукции, который планируется построить в будущем.


[1] Так, например, ставка акциза на спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта до 9%) возросла до 320 руб. в 2013 году и до 400 руб. в 2014 году по сравнению со ставками в 2012 году в размере 230 руб. Соответственно, в 2014 году по сравнению с 2012 годом ставка акциза на эти виды подакцизных товаров увеличилась на 73%. За тот же период времени почти в два раза возросла налоговая ставка на этиловый спирт, реализуемый организациям, которые не уплачивают авансовый платеж акциза, а также на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%. Например, на указанную алкогольную продукцию ставка акциза в I полугодии 2012 года составила 254 руб., во II полугодии – 300 руб., в 2013 году – 400 руб., в 2014 году – 500 руб. См. подробнее: выдержка из Практического комментария основных изменений налогового законодательства с 2012 года.

[2] http://spirt-express.ru/novosti/alkomonitoring/2710/.

[3] Эксперты называют такую ситуацию "акцизным парадоксом", суть которого состоит в том, что, несмотря на сокращение объемов производства алкогольной продукции в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 10,9 %, объем розничных продаж вырос на 7,2%, что может свидетельствовать лишь о росте оборота нелегальной алкогольной продукции. См. подробнее: http://baikalfinans.com/ekonomika/gruzite-etanol-tsisternami-v-rossii-snizhaetsya-proizvodstvo-legalnogo-alkogolya-pri-odnovremennom-roste-prodazh-kontrafakta-10082016-149415.html.

[4] См. подробнее сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: http://www.fsrar.ru/activities/rezultaty-proverok/rezultaty_proverok_za_2016_god.

[5] Пункт 21 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.12 № 815.

[6] Статья: Ячменев Г.Г. "О некоторых спорных вопросах квалификации административных правонарушений в области оборота алкогольной продукции" ("Арбитражные споры", 2015, № 4).

[7] Ранее данная позиция была отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 № 15211/08 по делу № А68-5254/07-292/8.

[8] Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

[9] Например, подача деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РАР; проверка сведений, нанесенных на ФСМ и АМ, и номеров подтверждения фиксации документов в ЕГАИС и проч. Подробнее см.: https://service.fsrar.ru/.

[10] Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

[11] http://www.fsrar.ru/ponjatno_i_prosto.

[12] http://spirt-express.ru/novosti/alkomonitoring/2710/.

[13] Федеральный закон от 03.07.2016 № 261-ФЗ.

[14] https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/05/21/641844-pravitelstvo-hochet.

[15] http://www.fsrar.ru/news/view/?id=1542.

[16] Закон г. Москвы от 18.03.2015 № 11 "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков".

[17] Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2015 № 2413-р (ред. от 11.04.2016) "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке".

[18] Такую позицию поддерживает, в частности, руководитель РАР.

[19]http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/07/06/648109-minselhoz-mozhet-ogranichit-import-vinomaterialov; http://fedpress.ru/article/1649983.

[20] Проект соответствующих поправок к Закону о рекламе разрабатывает депутат Госдумы Андрей Крутов.

[21] http://www.bbc.com/russian/news/2016/03/160318_russia_alcohol_powder.

[22] Проект Федерального закона № 950362-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

[23] http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/alcohol/Documents/Forms/AllItems.aspx.

[24] http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/11-11-2015-5.aspx.

VEGAS LEX_Рынок алкогольной продукции_10.2016

Скачать файл
Файл добавлен 13.10.2016
Презентация .pdf (918 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение